Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Догнать свет, чтобы уловить время

Оскар-2002, или Удивительные открытия, которые за разговорами о политкорректности никто не заметил

Праздник раздачи “Оскаров” в этом году вызвал в наших средствах массовой информации настоящий угар. Академию киноискусства огулом обвинили в далеких от искусства соображениях политкорректности, ибо три награды из двадцати получили афро-американские актеры: Дэнзел Вашингтон за главную роль в фильме “Тренировочный день”, Халли Берри за главную женскую роль в фильме “Бал чудовищ”, а почетных “Оскаров” за исключительные заслуги в создании кинофильмов – Роберт Редфорд и Сидней Пуатье. Выбор членов Академии был признан российскими околокинематографическими кругами ошибкой, так как ничего не получили их фавориты.
“Оскар” – премия Американской академии киноискусства, и дело Оскара – свидетельствовать о состоянии американской нации и, если угодно, ее духа и отмечать собственно кинематографические достижения. Ведь огромное количество наград получают специалисты по технике кино – а это не что иное, как смотр возможностей киноискусства, всех его звеньев. Смотр, который производит самый заинтересованный в кинематографе критик – профессионалы всех его цехов и отраслей. И только они.
За полвека работы в кино Сидней Пуатье был выдвинут на премию академии дважды и получил ее за исполнение главной роли в фильме “Полевые лилии” в 1963 г. Он снялся более чем в 40 фильмах. Среди них были “Скованные цепью”, “Угадай, кто придет к обеду”, “Изюминка на солнце”, “Душной южной ночью”. До него и Роберта Редфорда эту награду получали Пол Ньюмен, Сатьяджит Рей, Микельанджело Антониони, Акира Куросава, София Лорен, Джеймс Стюарт и Генри Фонда.
Мы еще долго будем прощаться с ХХ веком. Он догоняет нас, напоминает о себе. Мы жили в нем устремленными в будущее. Теперь все чаще оборачиваемся, чтобы осознать, каков был этот, уже прошлый, век. Век, где человек научился догонять свет и время и улавливать их, скручивать и растягивать, и хранить на прозрачной целлулоидной ленте.
“Оскар-2002” наводит на мысль, что важнейшим событием прошлого века в Соединенных Штатах было преодоление рабства. Только кинематограф с педантизмом часового мастера фиксировал разные его фазы. Я говорю не только об освобождении негров. Речь идет обо всем народе.
Путь от почти салонной мелодрамы “Угадай, кто придет к обеду” до крайностей “Бала чудовищ” мог пройти только весь народ. Там безупречно воспитанного, образованного, ослепительного черного героя Сиднея Пуатье должны принять или не принять равные с ним, принадлежащие к тому же сословию белые. Здесь немолодого, не блещущего талантами белого расиста-изгоя (ибо он палач, сын и отец палачей, а они везде и во все времена были изгоями) должна принять или не принять молодая, прекрасная, изначально состоящая с ним в смертельном антагонизме цветная вдова казненного им негра. Вернее, они оба должны разгрести многовековые завалы из предрассудков, окаменелой ненависти, привычных обид и прочих зубов дракона, чтобы просто разглядеть друг друга.
Хотя в фильме “Тренировочный день” Дэнзел Вашингтон играет продажного полицейского, но, как он признался, что на своем экземпляре сценария сразу по прочтении записал “сверхзадачу” – сыграть человека, расплачивающегося за грех. А ведь и до “Тренировочного дня” в американских фильмах было немало продажных полицейских с темной кожей, и очень часто – именно из соображений политкорректности.
И понадобилось менее сорока лет спустя после знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта”, чтобы героем мог оказаться не только хороший негр, но и плохой. И не просто плохой, а сложный, с абсолютно положительным, излучающим сияние лицом Дэнзела Вашингтона. США, во всяком случае ее кинематографисты, дожили до времени, когда согласно мечте их великого гражданина “о людях будут судить не по цвету кожи, а по цельности их натуры”. “Оскары” Сиднея Пуатье и Роберта Редфорда получены ими за то, что товарищи по цеху оценили “цельность их натуры”. Чувство равенства вовсе несвойственно дикарю. Оно, как и Свобода, и Братство, – достижение христианской культуры. И утверждается там, где его культивируют. Недаром на церемонии прозвучали эти слова: “Когда академия награждает Cиднея Пуатье, она еще больше награждает себя”.
Стоит задуматься, не означает ли все это, что до сих пор в Соединенных Штатах кинематограф остается самым влиятельным из искусств. Весь мир увидел, кто сидел на телефонах во время благотворительной акции после 11 сентября. Пожертвования принимали Джек Николсон и Джулия Робертс, Вупи Голдберг и Джеймс Вудс, те, кому американцы доверяют как себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru