Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Нина КАШИНА

Которая из них ваша?

Выбирая для ребенка школу, загляните на выпускной

Были времена, когда устроить ребенка в школу было проще простого: согласно прописке дети прикреплялись к соответствующей школе. Потому классы заполнялись самым разным народом и по любым показателям напоминали большой социум – было там расслоение по менталитету и уровню доходов, по количеству и качеству жилплощади... Там возникали такие мезальянсы (что твой Шекспир!), дружба на основе истинного родства душ, а не равной толщины родительских кошельков. Дети местной элиты (производство, торговля, милиция и прочее влиятельное начальство) и местных алкоголиков вполне могли сидеть за одной партой и быть приятелями. Чем не настоящая школа жизни? От Бреста до Владивостока одни и те же обкатанные программы, единые темы сочинений и сходно организованная внеклассная работа. Хорошо это или плохо, можно долго спорить. Но один результат очевиден: бывшие ученики советских школ, как котята из одной корзинки, всегда узнают своего современника и соплеменника и найдут общий язык, не важно, кем они теперь стали и кто были их родители.

Котята из разных корзинок

Нынешние проблемы выбора школы способны довести родителей до ранней седины. Школы стали слишком разными. Не только по программам, предметам, количеству знаний. Не просто по банальному уровню доходов, одежке, качеству бутербродов и способу проведения каникул. Они стали разными по смыслам жизни, стилю жизни, методам образования и воспитания. Выпускники элитного заведения и школы с рабочей окраины теперь выходят на совершенно разные орбиты, по-разному говорят, думают, они нигде не пересекаются, подобно древнеиндийским кастам. Они просто не поймут друг друга при личном контакте, даже великий и могучий русский язык у них уже очень разный.
Выбирая школу, вы выбираете себе единомышленников-педагогов, а ребенку – среду обитания, взгляд на жизнь, одноклассников (потенциальных друзей и недругов на несколько лет или всю жизнь), взрослых наставников, которые будут не просто давать информацию, но строить и лепить отношение к миру.
Потому торопиться в этом деле никак нельзя, пускать на самотек неразумно, надо собирать информацию, слушать бывалых и смотреть на все своими собственными глазами, таская с собой ребенка и выслушивая его важное мнение. Выбор школы, пожалуй, ваше предпоследнее серьезное вмешательство в жизнь ребенка, далее его будут лепить школа, приятели, окружающая среда, в которую вы его поместили. (Последнее ваше вмешательство – выбор вуза и партнера по браку, но и то и другое уже вполне может произойти и без вас.)

Верю – не верю

Хуже, но проще, если в вашей местности выбор отсутствует: есть одна никакая, но бесплатная школа, про которую рассказывают леденящие душу ужасы, и другая, немногим лучше, но за ощутимые деньги.
Сложнее, но лучше, если в городе тысячи школ на любой вкус. Глаза разбегаются, реклама сулит невероятные перспективы. За какую ниточку ухватиться?
Нынешние школы имеют принципиально важные черты, о которых мы в нашем немудрящем детстве подчас даже не догадывались. Перечислю основные:

  • бесплатная и платная (от символических взносов до крупных валютных сумм);

  • государственная и частная (это о гарантиях и законности аттестата);

  • обычная, где все более-менее стандартно, и авторская, где все неожиданно и эксклюзивно;

  • придворная (которая обязана вас взять всегда) и любая другая, куда вы будете проникать по конкурсу, по знакомству или за деньги;

  • для особо одаренных и детей с особенностями в развитии (и те и другие для родителей тяжкий крест);

  • национальная (школа может оказаться корейской, армянской, еврейской и т.д. – знать хотя бы чужие обычаи всегда полезно);

  • религиозная (с молитвами, постами, паломничествами, изучением святых текстов и т.д.);

  • базовая от какого-то вуза, в который выпускников сдают по конвейеру;

  • специализированная с углубленным изучением одного или нескольких предметов;
    художественная (где рисуют, танцуют или поют всерьез);

  • спортивная (где главное – спорт и его результаты, а ребенок – просто способ достижения рекорда);

  • с дополнительными дорогими удовольствиями (конный спорт, бассейн и т.д.);

  • с пансионом разного количества и качества (интернат на Кипре или продленка до вечера).

А еще в любой школе есть своя идеология. Хорошо, если она записана в школьной конституции и каждый может с нею ознакомиться при первой встрече. Если заявленной идеологии нет, то «свято место пусто не бывает» – процветает то, что выросло: культ физической силы, денег, пофигизма и т.д.
Есть школы, которые гордятся высоким процентом поступаемости в вузы и занимаются исключительно натаскиванием на конкретные предметы. Душа остается невостребованной. Получаются то ли зомби, то ли оловянные солдатики, но зато экзамены сдают они отлично, как надо и куда надо.
Есть замечательные, профессионально сделанные на деньги родителей дорогие тусовки, чтобы детки не скучали, не приставали к взрослым и были счастливы. «Все довольны, все смеются». Правда, в результате получилось не совсем то, зато было весело, а что вы хотели?
А еще есть педагоги от Бога со светящимися глазами и очень скучные люди, тянущие надоевшую лямку. Одна школа бурлит, кипит, там всегда что-то варится и происходит, другая – откровенное болото, пусть респектабельное и красиво оформленное. Процентное соотношение светлых и тусклых педагогов сильно влияет на атмосферу школы, которая не менее важна для формирования личности, чем все ее программы, вместе взятые. Учит Учитель, а если такого в школе нет, то надо ли туда идти?
Не буду давать советов, как найти свою школу (это как выйти замуж: «во что вляпался, там и твоя судьба»). Но если вы приметили какую-то школу – загляните туда на выпускной. Вы увидите своими глазами то, что вас более всего интересует, – выпускников в их лучшей поре: красивых, любимых, белых и пушистых. Они будут проходить за своими аттестатами, говорить какие-то, возможно благодарственные, слова. Учителя будут произносить сентиментальные речи, принимать цветы. Мамы и бабушки умиленно и тихо плакать. А вы смотрите и слушайте, вникайте в смысл всего происходящего (критерий один: «верю – не верю», прямо по Станиславскому), примеряйте на себя, хотите ли вы, чтобы ваше чадо прошло по этому конвейеру?

Прогулки по весенним коридорам

...Моему старшему пришлось сменить подряд несколько московских школ. Он сдавал достаточно трудные вступительные экзамены, а потом выпадал из общего процесса и в конце года благополучно вылетал. И так несколько раз: мы ненадолго посетили несколько хороших школ – все они были государственные, бесплатные и с нестандартными программами. Потом решил поменять школу второй сын, оставил свое насиженное место и сам шагнул в новое и опасное. Опыт, как вы понимаете, – основа познания, и он накопился самый разный. Так вот, некоторые наблюдения.
...Родительский комитет весь в мыле – осталось «день простоять и ночь продержаться». Деньги, цветы, столы, подарки учителям, директору. Собирать на выпускной немалые суммы начали еще в сентябре. Мамки бывалые (старшие дети уже выпускались в этой же школе) поучают несведущих: «Розы директрисе только самые длинные, не вздумайте экономить и купить похуже – себе дороже. Подарки учителям лучше одинаковые, чтобы не было обид. Соседний класс своей классной подарит то-то и то-то, чтобы и вы не опозорились. Надо обязательно икру, иначе алкоголь...» Мамки просчитывают все, мамки закупают, мамки накрывают столы и мамки бдят весь банкет в запертой школе, дабы все прошло прилично, чтобы поросята на откорме не опозорили честь нашей свинофермы... Мамки играют эту роль, потому что так положено и не ими придумано. Так заведено в этой школе, уж дотерпим, немного осталось.
...Актовый зал большой типовой школы, в президиуме только женщины. В зале их тоже большинство – мамы и бабушки, редкие отцы большей частью приведены для фото- и видеосъемки исторического момента. Детки выходят нарядные, слегка куражатся, получают свои аттестаты. Некоторые говорят без бумажки какие-то вполне человеческие слова, возникает даже кокетливая перепалка. Сегодня поводок ослаблен, сегодня они еще в школе, но уже не совсем ученики. Проникновенная речь умной директрисы, умело держащей школу в своих крепких руках. Наша служба и опасна, и трудна...

И один в поле армия

...В моей любимой школе, откуда старшего сына все же выставили в седьмом классе за недостатком одаренности, выпускной проходит до июньских экзаменов, чтобы весь школьный народ, до того как разбежится на каникулы, смог проводить своих старших «в люди».
Назначается день, все собираются в маленьком актовом зале, выходит торжественный Михалыч (иногда во фраке и бабочке!), и начинается действо. Каждый, кто хочет, в любом составе (единолично или толпой) делает поздравление выпускному классу или отдельному выпускнику.
Способ передать свои чувства – любой, по способностям, публика достаточно подготовлена и очень доброжелательна. Еще бы, ведь публика – это дети всех возрастов (приносят даже грудных), ученики, учителя, родители, прежние выпускники, недоучившиеся (выгнанные за что-то и ушедшие добровольно) – знакомые все лица, а если кто и незнакомый, то все равно свой. Концерт идет полдня, и это сильно во всех отношениях. Обнаруживаются подчас совсем недетские эмоции, непростые жанры (всерьез насмеешься и наплачешься). Эти дети уже что-то могут. Вспоминается совместно прожитое: походы, экзамены, школьные дела. Читаются дневники, письма, контрольные работы, записки и справки – это хранившиеся архивы, их раздают на память.
Учительский фарс о трудностях школьной жизни всегда на ура, поскольку все из жизни, все узнаваемо, все выстрадано.
Выпускников постепенно заваливают подарками. В большинстве это нечто концептуальное, сделанное своими руками после долгих размышлений.
В финале выпускники отвечают своим заключительным словом. Я видела уже несколько выпускных, и все неповторимы. Каждый человечек – на ладони, каждый, если захочет, открывает свое кредо. Это надо видеть! Когда тоненькая девочка заставляет зал следить за каждым ее словом и жестом, понимаешь ее силу и веришь, что она станет режиссером, как решила (а если и не станет, то, значит, так надо, таков ее выбор), что она уже есть, и это здорово.
...Они тоже делают подарки учителям. Несколько лет назад чудный класс награждал своих учителей званием «И один в поле армия». К званию прилагался диплом с перечнем личных заслуг и конструктор «Сделай сам» с тем же названием. Конструктор представлял собой прозрачную коробочку, в которой перекатывались круглые конфеты и несколько хрустящих соломинок: из них предполагалось сложить эмблему школы и съесть. Награжденные гордо сияли. По сравнению с этим бесценным знаком благодарности дорогие подарки, купленные мамками еще зимой и без участия скучающих отпрысков, грустны и жалки...
Действо заканчивается, все идут на чаепитие (оно всегда в складчину: кто что принес, дежурные накрыли столы), начинается вольное общение в стенах школы. Можно ходить по углам и кабинетам, рассматривать многочисленные альбомы походов и мероприятий, смотреть фильмы о выпускниках, читать их опусы на стенах, вспоминать и открывать для себя простые истины.
Параллельно идет дискотека. Все, что там происходит, организовано собственными силами. Нянечек и уборщиц в школе нет и никогда не было – это принцип.
Потом по предварительному договору зрители из школы уходят, всем спасибо! Остаются на ночь только действующие лица и исполнители, узкий круг, накрываются столы, это их праздник, они его сделают сами.
...Несколько лет я хожу в эту школу, хожу укрепляться в вере людям и смыслам. Школа работает за пределами возможного, на голом энтузиазме. Если они могут, то я тоже что-то могу и значу. Потребуется моя помощь – подставлю плечо. Позовут – встану рядом. Кстати, мамки им абсолютно не нужны, им нужны единомышленники.
И я ощущаю себя третьесортным родителем. Понимающий и сочувствующий Школе Родитель – это необходимо, но недостаточно. Нужна активная созидательная работа, движение вперед и вверх. (Рожденный ползать обязан выдавить из себя крылья ради летающего потомства? Сбросить лягушачью шкурку и стать настоящим человеком?)
Жалею, что у меня мало детей, что крылья растут плохо и медленно, что скоро закончатся мои школьно-родительские коридоры. Вот так дети выращивают своих родителей, вот так родители тянут себя за шкирку и волосы вверх. Будем расти, как умеем...
Посмотрев несколько выпускных в разных школах, вы без труда поймете, которая из них ваша. Почувствуете настоящую жизнь и обычную фальшь. Не сидите в ожидании. Ищите – и обрящете. Удачи!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru