Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Марина НИКОНОВА

Начнем с шестидесятых

За это время взгляд на права и обязанности родителей менялся не раз. И вот к чему мы пришли...

Ну что, скажите, делать с настроением? А делать что-то надо, потому что слишком многое в нашей жизни зависит именно от него. Стоит лишь солнцу скрыться за тучей, на энное время иссякнуть кошельку, не с той ноги встать его носителям – тут же сами собой неудачи выстраиваются в логически завершенную систему, а из нее ничего не стоит вывести в уме закон неизбывности несчастья. А потом обобщать, обобщать, обобщать… Что только не приходит в голову в такие минуты!
Лет сорок, пятьдесят назад жизнь была проще, ворчим мы: учителя – учили, дети – учились, а если что-то мешало этому процессу течь спокойно и размеренно, то всегда можно было на учеников прикрикнуть, припугнуть их, задавить авторитетом. Но почему-то в начале 60-х вдруг оказалось, что за чрезмерное усердие по части дисциплины можно и рабочего места лишиться по причине профессиональной непригодности.
Подобные мысли редко поднимают настроение и прибавляют оптимизма, поэтому потом плавно переходим к рассуждениям о войне во Вьетнаме, вспоминаем движение хиппи, доктора Спока – главного эксперта по воспитанию детей в те годы. И тут же обрушиваем на него все свое негодование по поводу нескладности всего сущего и возлагаем на него же ответственность за нынешнюю молодежь.
И ведь невдомек нам, что многие родители тогда искренне считали, что дети должны учиться на собственных ошибках и сами выбирать то, что им нужно. А доктор Спок тоже не лукавил, когда не разрешал шлепать детей, потому что считал, что таким образом родители подают им пример насилия. (Кстати, перед смертью он отрекся от многих своих постулатов, но кому до этого теперь есть дело!)
Учителя не могли навести в школах порядок, и, казалось, пошатнулись не только законы, но и сами устои общества. Свободное пеленание, отсутствие режима кормлений нам покажутся напрямую связанными со свободной любовью, вседозволенностью, анархией. И, увлекшись критикой (читай: жалостью к самим себе), уже не видим не только искренности в том, чем жили люди шестидесятых, но и трагичности, потому что им самим пришлось признать утопичность множества собственных идей, в том числе педагогических.
Упоенные свободой, они забыли научить своих детей вежливости, ответственности, щедрости, умению заботиться, уважать, советоваться и многим другим полезным социальным навыкам.
А дальше что было, помните? На смену шестидесятым пришли семидесятые, когда главным узаконенным лозунгом дня стало “плохое обращение с детьми”.
Посмотрите вокруг. Нет, вы хорошенько посмотрите вокруг. Что вы видите? В школах проще “колеса” найти, чем ручку. Детей объединяют тусовки. Они носят на уроки ножи, заточки, пистолеты. Регулярно дерутся, издеваются друг над другом, терроризируют учителей. В школах стало сложно работать, признаются преподаватели: им страшно за себя и за детей. Так и хочется спросить: а где же родители этих детей, кто они?
Думаю, что найти ответ тоже не составит труда. Их родители, подскажут вам средства массовой информации, росли в те пресловутые шестидесятые, их самих тогда из лучших побуждений не учили быть вежливыми, ответственными, щедрыми. Им газеты и журналы даже название обидное успели придумать: поколение Спока. Но мы не будем никого осуждать, тем более углубляться в эту скользкую тему, скажем лишь, что их, к счастью, меньшинство – и детей, и их родителей. А большинство, как и всегда, изо всех сил старается,
чтобы их дети росли хорошими и честными людьми.
Правда, с грустью приходится признать, что последние сорок лет потихоньку обесценивали семейные ценности – одну за другой. Настолько, что порой кажется, что, пока родители на работе, их детей воспитывают бытовые приборы заодно с компьютером. Кажется, что в небытие ушли навсегда те времена, когда дети с родителями вместе проводили выходные, гоняли мяч, катались на лыжах, считали себя дружной семьей и были в ответе друг за друга. И когда оправданными и понятными были не только любовь, но и наказание.
А что теперь? Каждый ребенок знает, что государство – его защитник, что стоит ему пожаловаться на родителей в школе – и “шнуркам” тут же не поздоровится. Можно даже в тюрьме оказаться по заявлению собственного ребенка. Надеюсь, вы понимаете, что мы говорим не о крайностях, а о вполне обыденных вещах: о праве родителя воспитывать своего ребенка и о его за это ответственности.
Что-то непоправимое на наших глазах происходит с правами и обязанностями родителей. Они у них как бы есть, если нужно кому-то отвечать за безобразное поведение ребенка, и почти что нет, когда дело касается повседневности.
Правда, по привычке, укоренившейся в последнее десятилетие, даже взрослым стало казаться, что стоит нажать клавишу “удалить” или “восстановить” – и нет проблемы. Увы, это иллюзия. Компьютер пока не умеет растить человека, а Интернет не способен обучить его социальным навыкам, разве что ходить с руками, согнутыми в локтях, и пальцами, готовыми в любой момент ударить по клавишам на клавиатуре.

По материалам сайта “Семья” (Family Too)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru