Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Ирина ЧЕЧЕЛЬ,
доктор педагогических наук,
проректор Академии повышения квалификации
работников образования

Академия широких возможностей

Здесь учат, как дать выпускникам школы настоящую свободу выбора

Академия повышения квалификации работников образования (АПКРО) создавалась как школа для учителей. Точнее, для руководителей образования различных уровней, начиная с завучей и директоров школ, заканчивая работниками министерств, директорами региональных институтов повышения квалификации. Люди приезжают лишь на одну-две недели и возвращаются к повседневной работе. Что же увозят домой слушатели после прохождения очередных курсов повышения квалификации?

– Что вы считаете самым важным в работе академии?
– Мы работаем с органами управления образованием в регионах и имеем возможность решения разноуровневых вопросов, – я имею в виду организацию новых площадок по политехническому многопрофильному непрерывному образованию.
В 1995 году у нас был очень интересный проект – “Школа будущего стартует сегодня”, и мы организовали семинар, на который приехали руководители инновационных учебных заведений, многие из которых сотрудничают с нами по сей день. Много новых людей появляются на конкурсе федеральных экспериментальных площадок. Не могу сказать, что работаю с ними как постоянный научный руководитель, но, думаю, не за этим ко мне и обращаются. Педагоги приезжают с вопросами, а я работаю с ними в режиме консультирования, помощи.

– Что вам, как профессионалу, дает общение со слушателями?
– Знаете, первый ответ, пришедший в голову: скорее я нужна слушателям. Они приходят ко мне постоянно, видите, в течение получасовой беседы пять звонков с просьбами о встрече, о консультации. Но на самом деле они мне тоже просто необходимы, например, чтобы доказать какие-то позиции, которые важны при реорганизации образования. Например, сейчас ВНИК разрабатывает концепцию профильной школы практически с чистого листа, будто нет нашего пятнадцатилетнего опыта. Контакты со школами мне нужны, чтобы опереться на опыт их работы в процессе аргументации своих взглядов: вот это получилось, а это – нет, в этом направлении развиваться бесполезно, а вот тут есть явные преимущества и перспективы.
Допустим, ставится вопрос о том, делать школы однопрофильными или многопрофильными. Мое глубокое убеждение: единственный стандарт, который работает в нашей стране, – это стандарт абитуриента.
В Москве три медицинских института, но в объявлениях написано, допустим: готовлю в первый медицинский. И даже профильная медицинская школа вовсе не дает ученику гарантии поступления в любой из трех вузов. Он поступит только в тот, с которым сотрудничает эта школа. Мой многолетний опыт показывает, что образование должно давать не один профиль, а целое профессиональное поле. Лет пятнадцать мы работаем с Лицеем информационных технологий. Там детей готовят к использованию компьютерной техники в разных отраслях, и выпускники этого лицея нарасхват. Потому что в лицее ориентируют детей не на конкретные учебные заведения, а на все профессиональное поле. Я считаю, что огромной ошибкой будет, если мы повернем профильную школу в направлении общепрофильной специализации и, что еще хуже, свяжем с конкретным вузом.

– А с какими ожиданиями, запросами едут к вам педагоги? И насколько академия может их удовлетворить?
– Мы даем возможность приобрести дополнительное профессиональное образование, построенное на принципе широкого профиля. У нас семнадцать кафедр, каждая из которых обеспечивает свое профессиональное поле. У любого руководителя есть проблемы, и каждый курс построен таким образом, чтобы в нем были освещены разные педагогические аспекты. Это делается для того, чтобы увеличить спектр анализируемого материала и таким образом дать возможность каждому слушателю разрешить актуальные именно для него проблемы.
Слушатели приезжают по многу раз – ведь образовательная система постоянно реорганизуется, ставит новые проблемы, ответы на которые нужно искать самим. И несмотря на то, что по закону педагог раз в пять лет повышает квалификацию, как правило, люди, хоть раз прошедшие наши курсы, находят разные пути, чтобы приезжать чаще, посоветоваться, зовут к себе проконсультировать, прочитать лекции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru