Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
16 АПРЕЛЯ

Людмила РЫБИНА

День учителя английского языка

Как избавиться от теоретического акцента

Рекорд побит: сегодня к нам приехали 1100 учителей! То ли преподаватели английского языка самые активные, то ли проблем, требующих обсуждения, у «иностранцев» накопилось больше, чем у других. Но первая же дискуссия, разгоревшаяся после информации о том, что английский язык в этом году включен в ЕГЭ, была очень бурной. Из всех иностранных языков «повезло» одному английскому только потому, что тесты по испанскому, немецкому и французскому оказались плохими.
Сразу же возник вопрос: а можно ли оценить знания иностранного языка при помощи теста? Ведь когда выбирается один ответ из нескольких предложенных, проверяются только теоретические знания – какой в этом толк? От теории до практического владения как до небес!
Оказалось, зря волновались. Для апробирования в ЕГЭ по иностранному языку будет не одна проверка. Как и литература, знание которой оценивается двумя экзаменами, иностранный дети будут сдавать тоже в два захода: письменную и устную части.
И снова несогласие: живая беседа с экзаменаторами, с одной стороны, конечно, индивидуальный подход, но с другой – неизбежная субъективность в оценке. Как выставленную таким образом оценку по ЕГЭ примет вуз? Ситуацию разъяснила профессор Галина Китайгородская: никакой вуз, в котором иностранный – профилирующий предмет, не примет выпускника, сдавшего ЕГЭ даже на высший балл, потому что уровень ЕГЭ – всего лишь уровень общеобразовательной школы. Для поступления в специализированный вуз нужна более серьезная подготовка. Ее дают школы с углубленным изучением иностранного языка, гимназии и лицеи. Именно их выпускников и наберут специализированные вузы.
Опять ранняя специализация? Чтобы поступить в лингвистический вуз, надо сначала попасть в школу с углубленным изучением английского языка, а до того – желательно в детский сад, где есть пропедевтическая подготовка, как говорят учителя английского – уровень Elementary.
По какому учебнику работать? Для учителей иностранного языка это очень важная проблема. Хочется дать предмет глубже. Но более сложный учебник требует больше часов. Можно ли за два часа в неделю пройти то, что рассчитано на четыре? Некоторые энтузиасты в общеобразовательных школах работают по учебнику Верещагиной, рассчитанному на углубленное изучение английского языка. Говорят, у них получается.
Правда, отдельные участники марафона пожаловались: им навязывают учебник Кузовлева. Представитель министерства Виктория Копылова напомнила: выбор учебника за учителем! И даже когда школы выбирают учебники без грифа «Рекомендовано министерством», они имеют на это право по Закону «Об образовании».
Встреча с авторами учебников – О.Афанасьевой, В.Сафоновой, В.Богородицкой, Т.Клементьевой – оказалась не только приятной, но и полезной. Столько общего для разговора! В давно знакомом и проработанном открывались иные пласты, незнакомые еще повороты, неиспользованные приемы. Однако услышать авторов незнакомых пока учебников оказалось еще важнее. Учебники, представленные издательством «Cambridge University Press», поразили новым подходом к изучению иностранного языка. Он сильно отличался от апробированного годами.
Извечный вопрос: чему учим – теории языка или умению общаться на нем? – задел всех. Не секрет, что даже успешный выпускник общеобразовательной школы не может похвастать умением пользоваться иностранным языком.
Самое нужное для учителей – все то, что можно использовать на уроке, поэтому мастерские известных практиков были переполнены. Учителя были рады полученным подсказкам.
В разных залах одновременно происходило что-то очень существенное. Выбрать было непросто. Вот учителя и перебегали из зала в зал: хоть понемногу, но услышать и то и другое.
Необычная форма марафона не раздражала. Принуждения по старинке сидеть и выслушивать лекцию, которая совсем неинтересна, все равно бы никто не вынес.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru