Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

Как аукнется, так и откликнется

Работа по группам: плюсы и минусы

Меня пригласили в педагогический колледж одного из уральских городов с тем, чтобы я рассказала будущим учителям о режиссуре урока. Я подумала: ну не лекцию же читать, не объяснять же про то, как правильно… Тем не менее с чего-то надо начинать беседу. Я и начала – с рассказа о «диктанте на дружбу», одном из эффектных приемов социоигровой педагогики. Получилась сказочная агитация в пользу групповой работы.
В конце занятия я поинтересовалась у недавних школьников (а это были первокурсники), использовал ли кто из их школьных учителей работу по группам на своих уроках. Трое из присутствующих студентов (бывшие одноклассники) сказали: да, у них была одна учительница, которая «увлекалась» работой по группам. Я попросила написать, как проходила у них в классе групповая работа, припомнив все ее плюсы и минусы. Студенты пообещали и – что приятно– выполнили свои обещания, прислав по электронной почте эти работы.

Уроки истории иногда проходили уж слишком весело. Поначалу это забавляло, но потом стало приводить в ужас…
Вот, например, типичная картина. Входим в класс, здороваемся с учителем и ждем, что же будет дальше. Учительница нам говорит, что мы будем работать по группам и нам надо разбиться по парам, но так как «спокойно и никого не обижая, мы делиться по группам не умеем», она сама поделит нас на группы обычным способом. (А ведь точно: мы, учителя, бывает, грешим этим. – Прим. «Режиссуры урока».)
По обыкновению мы стали возмущаться дележом. Начался гам, все спорили, ну а некоторые молчали.
Учительница дала каждой группе задание: прочитать отрывок параграфа и подготовить по нему рассказ так, чтобы в рассказе участвовали все. И тут-то... О, это надо было видеть! Кто орал, что ничего не понял. Кому-то не понравился отрывок. У кого-то начала болеть голова. Кому-то было очень весело, и он орал от удовольствия. А некоторые говорили, что вообще ничего не будут читать и рассказывать, и делайте что хотите…
Учительница пыталась нас успокаивать. Но чтобы успокоить наш класс, нужен талант и самое главное – терпение… (Браво, Тамара! – Прим. «РУ».)
Парты шатались. Все грохотало. Пеналы, ручки, тетрадки, учебники – словом, все, что можно было взять в руки и бросить куда-нибудь, летало по классу…
Прозвенел звонок. Но мы поначалу его не услышали – такой стоял ор. Потом кто-то крикнул: «Звонок был!» – и побежал в столовую. Класс стал приходить в себя... Ужас! Дикий Запад!..
А спроси, как это получилось, никто толком объяснить не сможет.
Тамара Н.

Наша историчка проводила групповые работы чуть не каждый день… На уроке истории всегда стоял галдеж: учительница просто не справлялась с буянами нашего класса. Но буянов понять можно: надоедает же целыми уроками рыться в книжках! (А это мысль! – Прим. «РУ».) Честно говоря, ее «бригадный метод» достал почти всех.
Учительница ничего не объясняла, только притаскивала тяжелые тома, раздавала их по группам, а мы должны были рыться в этих энциклопедиях. Терпения у нас не хватало, и мы начинали валять дурака.

Даша Л.

Урок истории у нас сдвоенный. А.В. объявила, что сегодня опять будет групповая работа. Классу это не понравилось, и начался галдеж. Чтобы успокоить нас, ей потребовалось пол-урока.
Когда все были утихомирены, она положила на стол бумажки с нарисованными геометрическими фигурками (квадратики, треугольники, кружки, многоугольники) (Прям детский сад! – Прим. «РУ».) и попросила первый ряд подойти к столу и взять карточки как можно тише и быстрей, а затем сесть на место. Взяли, сели. Но это оказался только первый дубль. Дело в том, что А.В. показалось, что было слишком шумно…
После четвертой попытки первого ряда взять карточки (Да, детишкам не позавидуешь... – Прим. «РУ».) было разрешено подойти к столу следующему ряду...
Когда наконец карточки были у нас на руках, прозвенел звонок с урока. Мы вышли на переменку, точнее, нас выгнали для сохранности кабинета. Предстоял еще один урок «групповой работы».
На переменке мы поменялись бумажками, но групп, в которых мы хотели работать, не получилось. Тогда все, кто получил «кружочки», а не «треугольники», которые они хотели, зайдя в класс, нарисовали себе их сами и предъявили А.В. как документ нахождения в группе. Подвох замечен не был.
Тамара И.

А это сочинение было с явным привкусом художественности:

Звенит звонок, и из коридора в класс вваливаются дети. Несмотря на слабые попытки учительницы утихомирить их, шум, грохот, шуршание, какое-то пищание и не перестающие крики не стихают еще несколько минут.
Но вот все успокоились и встали в ознаменование начала урока. Приветствуя учителя, они не забывают при этом активно перешептываться между собой.
– Здравствуйте, дети! Садитесь, – сказала учительница своим тихим, немного раздражающим голосом.
Дети дружно сели, создав при этом такой шум и грохот, что их, наверное, было слышно по всему этажу.

Перво-наперво учительница стала проверять домашку (надо было заполнить таблицу). Она сказала положить раскрытые тетради на край парты, а у кого таблицы нет – пусть кладет дневник.
Идет по ряду, дневники собирает, лишь у нескольких наиболее добросовестных учеников есть таблица. И среди них – я.
Дошла до меня, смотрит. Я таблицу показываю. Да такую хорошую, вся исписана мелким почерком – видно, что поработал дома!
– Молодец! – похвалила она меня и пошла дальше.
Ликуя, я аккуратненько, пока она не спохватилась, убираю тетрадь по биологии с супертаблицей в портфель.
   
Так, двойка меня миновала. Но и многим другим повезло: встала учительница перед классом и начала нас ругать за недобросовестное выполнение домашнего задания, а дети на первой парте дневники с ее стола тащат один за другим и передают по классу.
Когда учительница села за стол, там только пара дневников осталась.
– Кто взял дневники?! – обратилась она к первой парте. – Вы?
– Нет, нет, что вы!
Подходит к одному «двоечнику»:
– Дай мне свой дневник!
– Нету.
– Куда дел?
– Вам отдал.
Что такое? Где дневник? Точно обманывает!.. «Ладно, – думает учительница, – продолжу урок». А по глазам видно – пропажу ищет. Злая, наверное. Но не показывает.

– Итак, теперь разделимся на команды.
По классу проносится гул недовольства: мол, опять двадцать пять! Но делать нечего, хозяин – барин. Взял каждый по кусочку от разрезанных открыток, стали бегать по классу и практически в открытую меняться карточками, чтобы собраться в группы, кто в какие хочет. Все бегают, кроме меня и моего лучшего друга. Подождали мы, пока все соберутся в группы, подошли к одной, затем к другой, поменяли свои карточки и вместе присоединились к одной из групп.
– Найдите причины Английской буржуазной революции, – дает учительница первое задание. А эту революцию мы уже урок десятый проходим, с места не двигаемся.
– Даю вам на эту работу пять минут.
Зачем? Ну да ладно, все равно этих пяти минут было мало, чтобы обсудить... а обсуждали все что только можно, кроме этой самой Английской революции. (И правильно! Как аукнется, так и откликнется: учительница делала вид, что работает, а ученики делали вид, что учатся. – Прим. «РУ».)
Закончилось время, встал человек из какой-то команды, прочитал содержимое своей тетради.
– Молодец, а теперь следующее задание... – Но закончить она не успела, потому что в класс вошел дежурный и вызвал несколько человек, в том числе и меня с другом, в медицинский кабинет.
Там нам сделали прививку. Мы подождали остальных и только тогда собрались идти в класс. Но тут врач нас остановил. Он сказал моему другу немедленно принести страховой полис. Я решил пойти с ним – все лучше, чем сидеть в душном кабинете, бегать к учительнице за кусками текста, который мы уже несколько раз читали, выслушивать очередное задание, а потом сидеть и маяться дурью в ожидании того, когда она начнет спрашивать. (Точно! Только ты, Стас, не забудь об этом ученическом опыте, когда сам станешь учителем. – Прим. «РУ».) Заодно и свежим воздухом подышу…
Когда мы вернулись в школу, до конца урока оставалось несколько минут.
И вот наконец прозвенел звонок, и всех из класса как ветром сдуло.
А во время завтрака, который был сразу после этого урока, наш класс съел весь несъедобный завтрак (наверное, из-за стресса на уроке).

Стас Е.

Постскриптум
Да, видно, ребята нахлебались «бригадного метода» по самую макушку. А я их агитировать!.. Не прислали б они мне эти мемуары – до сих пор пребывала бы в иллюзии, что выполнила свою миссию – на всю оставшуюся жизнь убедила их работать малыми группами. Как бы не так! Ведь у них – свой опыт, и он, увы, негативный. А приобрести другой – возможности не было. В том числе и на моей агитационной лекции. Все ж таки одолел меня педагогический зуд. Или лень было от стула отрываться (что тоже правда)... А надо было! И от стульев отрываться, и столы двигать. И «диктант на дружбу» именно писать, а не басни о том, как это делается, рассказывать. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Хорошо хоть откликнулись... Значит, доверие я у них какое-то своим рассказом о социоигровой стилистике все ж таки заслужила. И на том спасибо.
Но не впасть бы в другую иллюзию – о том, что проведи я с ними тогда этот диктант – им бы сразу и открылись все глубины режиссуры урока. Нет, конечно! До глубин еще плыть и плыть – барахтаясь, всплывая, захлебываясь, но тем не менее снова и снова ныряя за жемчужинками мастерства.
Ведь, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Мария ГАНЬКИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru