Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N53 
 

Татьяна ЧИЖЕВСКАЯ

Педагогические издания всех мастей, приобщайтесь!

Созданный полтора года назад совет главных редакторов педагогической прессы собрался на совещание, что само по себе можно считать фактом знаменательным. Долгое время журналисты педагогической прессы варились в собственном соку. Единственное место их встречи – пресс-клуб в Министерстве образования был клубом для избранных. Теперь же каждый из педагогических СМИ любим и интересен. Всех Министерство образования приглашает сотрудничать – обмениваться информацией и принимать посильное участие в модернизации школы. Потому что, как заметил один из главных редакторов, ни одна реформа без благоприятного психологического настроя в обществе не может быть осуществлена.
Всем печатным педагогическим СМИ предложен проект соглашения об информационном сотрудничестве Министерства образования и печатного издания. А также была высказана идея о создании Агентства педагогических новостей. Однако этими темами не стали ограничивать повестку дня организаторы, и разговор коснулся всех акутальных сегодня для СМИ проблем.
Министерство постаралось и пригласило на встречу не просто важных, но интересных людей. В работе принимали участие специалисты Министерства образования, Министерства печати, «Роспечати», Центрального коллектора научных библиотек, книготорговых фирм и др.

Елена ЗининаЕлена Зинина:
“Мы заинтересованы в высказывании самых разных мнений, даже самых парадоксальных или критических. Потому что именно пресса способна увидеть и показать не всегда очевидные для специалистов аспекты модернизации”.

Специалисты министерства, не останавливаясь на подробностях, осветили в целом основные направления модернизации – в начальной школе, гуманитарном, математическом образовании. При этом, как заявила главный специалист министерства по литературе Елена Зинина, Министерство образования заинтересовано в высказывании самых разных мнений, даже самых парадоксальных или критических. Потому что именно пресса способна увидеть и показать не всегда очевидные для специалистов аспекты модернизации.
С отчетным докладом на тему, как Министерство печати помогает печатным СМИ, выступил заместитель начальника Управления средств массовой информации министерства Юрий Пуля. По представленным докладчиком данным, государственная поддержка печатных изданий в России привела к тому, что в 2001 г. на рынке уже было 33–34 тысячи периодических изданий против 9 тысяч в 1995 г. Государственная поддержка осуществляется по двум направлениям – создание условий для издания и прямое дотирование СМИ. И первое направление можно считать наиболее важным.
Юрий ПуляЮрий Пуля:
“Прямое дотирование Министерством печати печатных СМИ составляет каплю в море, однако для создания благоприятных условий издательского бизнеса в стране наше министерство делает довольно много”.

Одно из главных дел, которое министерству удалось осуществить в прошлом году, – снижение стоимости газетной бумаги. Долгое время цена бумаги была сильно завышена, поскольку отечественные производители, ориентированные на экспортную продажу, держали такие же экспортные цены и на внутреннем рынке. Специалисты министерства выяснили, что производимой у нас бумаги в 3 раза больше (!), чем может потребить внутренний рынок. Были разработаны меры, по которым планировалось повысить таможенную пошлину до 35% для тех, кто не поставляет нужного количества бумаги на отечественный рынок. Рынок быстро среагировал на такую перспективу: производители бумаги по собственной воле стали снижать ставки. Большой удачей работы министерства можно считать и установление компромиссной налоговой ставки НДС (10%) после отмены налоговых льгот на книгоиздание.

Александр РайкоАлександр Райко:
“По нашему каталогу педагогическая пресса занимает второе место по подписке после прессы, связанной с экономической тематикой и бизнесом”.

Небольшим оппонированием выступлению представителя Минпечати стала речь заместителя генерального директора агентства «Роспечать» Александра Райко, который начал с критики новых формулировок, введенных в Налоговый кодекс после отмены льгот НДС, неопределенность которых, как и ожидалось, вызывает множество вопросов у проверяющих инстанций. Как известно, формулировка «литература, связанная с наукой и образованием» была заменена на формулировку «учебная литература», т.е. льготная категория была формально сужена. Но в реальной практике доказательства принадлежности издания к льготной категории ничего не изменилось: достаточно получить справку, что литература не рекламная и не эротическая, чтобы она тут же была записана в учебную. Просто теперь объяснения на эту тему занимают гораздо больше времени.
В остальном выступление представителя «Роспечати» было оптимистичным. Он заметил, что львиная доля тиражей периодических изданий сегодня выходит по подписке. В нашей стране крайне слабо развит рекламный рынок, и поэтому подписные средства – основной источник финансирования. И в этом смысле у педагогических изданий дела идут хорошо: журналы и газеты с образовательной тематикой стоят на втором месте по подписной популярности после печатных СМИ по бизнесу и экономике. Очевидно, что бизнес по изданию учебной, научной литературы, к которой можно отнести и педагогическую прессу, встал на ноги. Подписка периодических изданий за последний год выросла на 15%, при том что ее стоимость увеличилась на 7%. И данные по подписке – хороший барометр социальной обстановки в целом. Виталий Иванов

Виталий Иванов:
“Главное издательское заблуждение состоит в том, что только высокое качество продукта автоматически гарантирует его успех на рынке”.

Директор ГП ЦКНБ Виталий Иванов поделился секретами того, как удержать своего подписчика. В ЦКНБ специально изучали динамику подписки и выяснили, что всегда 50% подписчиков постоянны, а 50% меняются. С помощью адресных систем коллектор провел стимулирование подписки: были разосланы готовые квитки прошлым клиентам. Эффект превзошел все ожидания: почти все подписчики были сохранены. Выступление Виталия Иванова проходило под девизом «Надо знать своего клиента в лицо». И этот принцип важен для любого бизнеса, в том числе для масс-медиа.
Однако вполне возможно, что получить педагогические журналы скоро можно будет не только по подписке. Директор «Пресс-хаус» Роман Мельников обратился к присутствующим представителям СМИ с предложением о сотрудничестве. Создавая сеть книжных магазинов, в «Пресс-хаус» планируют впервые приступить к продаже отраслевых и ведомственных малотиражных журналов. Задача новых магазинов будет состоять в том, чтобы представлять максимально широкий ассортимент прежде всего тех журналов, которые до сегодняшнего момента невозможно было купить на лотке. Между тем у такой прессы тоже есть массовый потребитель и есть определенная уверенность, что этот проект будет интересен всем. Вполне возможно, что у педагогической прессы скоро наступят новые времена…

Фото Е.КРЫЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru