Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N53 
 

Александр АВЕРЮШКИН

Михаил МИНДЮК:
«ЕГЭ – момент объединяющий…»

Михаил МИНДЮКМинистерство образования некоторое время назад провело конкурс на лучшие разработки методов оценки знаний школьников. И по поручению министерства издательство «Интеллект-центр» выпустило сборник, в который вошли варианты тестовых заданий, на основе которых будут составлены варианты заданий к единому экзамену. О новом проекте издательства
«Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену» рассказывает его директор Михаил МИНДЮК.

– Заместитель министра образования Виктор Болотов на одном из совещаний с региональными руководителями образования заявил, что только два издательства могут издавать материалы к единому государственному экзамену – «Просвещение» и «Интеллект-центр». Как вы попали в такое соседство?
– Скажем так: «Просвещение» попало в компанию с нами. Мы давно занимаемся выпуском учебно-методических материалов по новым технологиям обучения и контроля знаний, и это наше основное направление. Мы издаем две серии пособий: «Сборники тестовых заданий» и «Тематический контроль». Всего у нас около ста наименований пособий с первого по одиннадцатый класс, практически по всем основным школьным предметам. Так что мы не случайно выпускаем учебно-тренировочные материалы к единому государственному экзамену. Все виды заданий (на выбор ответа, с открытым ответом, с развернутым ответом) присутствуют практически во всех наших пособиях.
Так что мы давно занимаемся разработкой тестовых заданий и новых методов контроля, и занимаемся очень серьезно. Это один момент. Второй момент, почему мы попали в этот проект: дело в том, что авторы нашего издательства – это авторы, которые вошли в состав предметных комиссий, и они занимаются разработкой заданий и подготовкой материалов к ЕГЭ. Поэтому нам здесь было проще: мы с этими авторами давно работаем, нам было просто найти с ними общий язык. Третий момент – у нас есть преимущество, может быть, по сравнению с другими издательствами. Это достаточная оперативность в работе. Если то же «Просвещение» сейчас издало материалы только 2001 года, мы фактически, в январе получив разрешение министерства и демонстрационные варианты 2002 года, уже в марте все сборники (восемь предметных и один общий) выпустили. Это, конечно, большая работа, достаточно напряженная и в плане подготовки этих материалов, и по работе с авторами, а такая оперативность не у всех есть.
– Как давно существует ваше издательство? Ограничивается ли ваша деятельность издательской, ведь название издательства – «Интеллект-центр» – очень претенциозное?
– Издательство существует около пяти лет. Такое название возникло, потому что первая программа, которая у нас разрабатывалась, называлась «Программа интеллектуального развития учащихся». Сейчас мы продолжаем эту программу, выпуская серию «Поиграй сам и с друзьями». Между прочим, ее автор Б.Л.Хейфец стал недавно победителем телепередачи «Слабое звено». Что касается этой серии, она включает различные интеллектуальные игры для школьников начиная с первого класса. Кроме того, мы сейчас готовим сборники заданий для «Интеллектуального марафона» по начальной, средней и старшей школе совместно с Московским институтом открытого образования. Раньше мы организовывали образовательные курсы для учителей, а те проводили по нашим программам занятия с детьми. С этого все и начиналось. Это была программа внеклассной работы, связанная с образованием, воспитанием и развитием ребенка. У нее была задача разработки межпредметных связей. В брошюры, которые мы выпускали, входили задания разного уровня на общую эрудицию, общую культуру – по литературе, истории, географии и т.д. Эта программа продолжается. Кстати, в Московском интеллектуальном марафоне осуществляется такой же подход: происходит проверка сразу по нескольким предметам, проверяется кругозор ребенка. Теперь, правда, мы больше занимаемся издательской деятельностью. Но в рамках этой программы мы планируем еще несколько проектов. Сейчас идут переговоры с Ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Будет сделана книжка для школьников. Вопросы игры адаптируются к уровню 5–11 классов.
Кроме этого, как я уже говорил, у нас два основных издательских проекта – выпуск серий «Сборники тестовых заданий» и «Тематический контроль». Все проекты способствуют повышению интеллектуального уровня учащихся. Это и серия пособий по информатике, и «Уроки словесности», где используется интегрированный подход: объединены и русский язык, и литература, и история. Такой же подход в серии пособий по английскому языку «Английский наставник». Все пособия рассчитаны на развитие, у нас, например, есть проект для 5–6 классов по математике – «Тетради для обучения и развития учащихся».
Но вместе с тем мы стараемся создавать и что-то новое. Так и получилось с единым экзаменом. Не мы к нему пришли конъюнктурно и начали им заниматься, а получилось наоборот – мы этим направлением занимались, а в 2001 году ввели ЕГЭ. Конечно, такое направление не из нашего издательства выросло, но просто жизнь подошла к тому, что эти технологии начали использоваться. А мы ими занимались уже 3–4 года назад. Кроме того, сейчас в нашем издательстве реализуется идея контроля и поверки знаний при интегрированном обучении, а также выявления усвоения межпредметных связей. Это сейчас актуально и ново в связи с тем, что изменяется программа, сокращаются часы, создается профилированная школа…
– Просто время экономится?
– Да, конечно. Например, в математическом классе на историю, литературу и русский язык, допустим, выделено три часа. Учитель берет нашу книжку из серии «Уроки словесности», а там совмещены тесты по всем этим предметам. И учителю очень удобно работать. Все это сейчас важно в связи с переходом на профилированную школу. И мы знаем достаточное количество школ, и не только в Москве, где используются наши технологии.
– Чем материалы к ЕГЭ 2001 отличаются от материалов 2002 года?
– Дело в том, что если в 2001 году все варианты включали в себя две части, то в нынешнем году во всех вариантах четко выделены три части: задания на выбор ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Кроме того, в этом году был определен кодификатор элементов содержания, то есть по каждому предмету были выделены элементы содержания. Наконец, в материалах этого года более четко проявляется дифференциация обучения: есть задания базового уровня, задания повышенного уровня и задания высокого уровня. Задания высокого уровня – это задания с развернутым решением, задания для поступающих в вузы, они позволяют определить рейтинг учащихся и производить зачисление в вузы по результатам выполнения этих заданий.
– На экзамене могут использоваться задания и 2001, и 2002 годов?
– Использоваться, несомненно, могут все задания, и мы это подчеркиваем. Вообще и учителю, и ученику для подготовки нужно иметь, скажем так, большой «банк заданий». И есть даже такая идея в министерстве (не знаю, правда, насколько она осуществима): за 3–4 года эксперимента сделать достаточный «банк заданий», который может быть открыт для школьников. Допустим, в нем будет десять тысяч заданий, а на экзамене ему попадает 50. Да и сейчас уже в школах есть такая практика, когда банк проверочных заданий открыт, они все известны, и ученик по ним готовится. Конечно, «банк заданий» надо набирать и ученику, и учителю. При этом необходимо брать материал 2001 и 2002 годов, также можно использовать другие тренировочные материалы. Поэтому мы сейчас стараемся объяснить всем, что подготовка к ЕГЭ – это не решение задач в апреле. Такая работа должна быть планомерной. Например, у нас есть сборники по русскому языку, которые вошли в федеральный каталог, с пятого по девятый класс (составители – те же авторы, что составляют задания для ЕГЭ). Это хороший «банк заданий» – в этих сборниках суммарно около 500 заданий. Учитель может начать подготовку детей хоть с пятого класса. Наши пособия даже с начальной школы готовят детей к восприятию этой новой технологии сдачи экзамена (тестирования) и новой системы контроля.
– У вас сложился определенный авторский коллектив. Например, тестовые задания по обществознанию готовят Л.Н.Боголюбов и А.Ю.Лазебникова, всем известные авторы известного учебника. Но существуют и другие коллективы и другие авторы, например А.И.Кравченко, который написал очень интересный учебник. Планируете ли вы сотрудничать и с другими авторами? И вообще где находите авторов, как выбираете?
– Главное, чтобы это были квалифицированные специалисты в области своего предмета. Это могут быть и методисты, и ученые из РАО, это могут быть учителя с большим опытом работы и, главное, со своими разработками, которые можно предложить использовать другим. Еще желательно, чтобы человек мог работать в направлении нашего издательства. Хотя, повторюсь, мы делаем не только проекты, связанные с единым экзаменом, у нас есть много и других проектов, связанных с интегрированным обучением. Мы открыты к сотрудничеству со всеми, это зависит и от нас, конечно, но и от авторов тоже.
– К подготовке заданий имеют отношение преподаватели тех вузов, в которые поступают школьники?
– В предметных комиссиях, как правило, есть несколько преподавателей вузов. Третья, последняя часть заданий, где нужен развернутый ответ, требует работы с преподавателями вузов. И, насколько я знаю, комиссии, которые будут проверять эти работы, составляются из ведущих учителей и преподавателей вузов. Они объединяют всех. Заключительная часть заданий проверяется вручную – этим должны заниматься специалисты в отличие от первых двух частей, где все проверяется техникой. Безусловно, здесь должно быть четкое соответствие школьной программы и вузовской. Единый экзамен может стать неким объединяющим началом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru