ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Самоорганизация, самоуправление,
соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля:
«САМ – местоимение для придания особой важности
личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от
латинского слова «орган» – орудие, снаряд,
средство – обозначает устроить, привести в
порядок, образовать, основать стройно. СО – как
приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ –
давать ход, направление, распоряжаться,
одолевать препоны, трудности, своеволия,
приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа
самим собою, знание и строгое исполнение долга
своего. Участие и помощь каждого в охранении
порядка, без помощи правительства». Истоки
самоуправления в образовании восходят к XII веку,
к опыту первых университетов, которые не хотели
подчиняться королям, императорам и римским
папам. Самоуправление в школе гораздо моложе.
Наверное, поэтому поиски его смысла и места в
детско-взрослом школьном сообществе
продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда
продвигают вперед, и очень сильно. Последнее
слово – каким раз и навсегда быть школьному
самоуправлению – здесь никем не сказано. Может
быть, это верно: сколько школ, столько и
самоуправлений?
Михаил ОСИНОВСКИЙ,
старший координатор
детской региональной организации
Союз «Звёздный»
г. Москва
Одной игры недостаточно!
Ученикам необходимо реальное
сотрудничество со школьной администрацией. И
реальная ответственность
Попытки построить демократические
отношения в школе часто стоят на традициях
советского периода, когда общество было тенью
государства и обслуживало его. Выходило, что
ученическое самоуправление превращалось в
дополнительный управленческий инструмент
администрации, а его общественная суть
выхолащивалась. Возникает противоречие: у детей
есть потребность в общественной деятельности, но
прежние средства, которыми владеет школьная
администрация, не соответствуют новой
социальной ситуации. В командной системе
действовали способы управления иные, чем в
демократически ориентированном государстве.
Подростки начала ХХI века сильно отличаются от
подростков 60–70-х годов. Они более
самостоятельны, владеют большей информацией,
выстраивают активные партнерские отношения как
внутри своей возрастной группы, так и со
взрослыми. Поэтому проекты, активизирующие
управленческую деятельность учеников, не могут
сводиться к игре в управление или к обучению
основам управления.
Возможен путь организации новых детско-взрослых
объединений, в которых соединялись бы разные
сферы образования и детские организации. В одном
из проектов Союза «Звездный» участвуют
несколько школ. Мы организуем совместную
деятельность детских активов этих школ,
поддерживаем инициативу и расширяем опыт
учеников в построении новых отношений со
школьной администрацией. На это работают и
выездные семинары-погружения, и лагерные сборы. В
нашем проекте каждый подросток определяется в
позициях «Я –лидер», «Я – второй», «Я – партнер»,
«Я – сотрудник», «Я – управленец»; «Я
–подчиненный» «Я – исполнитель» в разных формах
общественной деятельности.
Чтобы сделать работу подростков эффективной, мы
включаем их в реальную управленческую
деятельность; поддерживаем, когда они принимают
ответственность за ее результаты. Учим совместно
со взрослыми планировать развитие школы,
помогаем строить партнерские отношения и
овладевать мониторингом обратной связи для
корректировки собственной деятельности.
Мы убеждаемся, что новая общественная
организация Союз “Звездный” помогает ребятам
естественным образом включиться в
организаторскую деятельность, у них
вырабатывается способность критически
осмысливать собственный управленческий опыт,
стать открытыми опыту других.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|