Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
 

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений?

Михаил ОСИНОВСКИЙ,
старший координатор
детской региональной организации
Союз «Звёздный»
г. Москва

Одной игры недостаточно!

Ученикам необходимо реальное сотрудничество со школьной администрацией. И реальная ответственность

Попытки построить демократические отношения в школе часто стоят на традициях советского периода, когда общество было тенью государства и обслуживало его. Выходило, что ученическое самоуправление превращалось в дополнительный управленческий инструмент администрации, а его общественная суть выхолащивалась. Возникает противоречие: у детей есть потребность в общественной деятельности, но прежние средства, которыми владеет школьная администрация, не соответствуют новой социальной ситуации. В командной системе действовали способы управления иные, чем в демократически ориентированном государстве.
Подростки начала ХХI века сильно отличаются от подростков 60–70-х годов. Они более самостоятельны, владеют большей информацией, выстраивают активные партнерские отношения как внутри своей возрастной группы, так и со взрослыми. Поэтому проекты, активизирующие управленческую деятельность учеников, не могут сводиться к игре в управление или к обучению основам управления.
Возможен путь организации новых детско-взрослых объединений, в которых соединялись бы разные сферы образования и детские организации. В одном из проектов Союза «Звездный» участвуют несколько школ. Мы организуем совместную деятельность детских активов этих школ, поддерживаем инициативу и расширяем опыт учеников в построении новых отношений со школьной администрацией. На это работают и выездные семинары-погружения, и лагерные сборы. В нашем проекте каждый подросток определяется в позициях «Я –лидер», «Я – второй», «Я – партнер», «Я – сотрудник», «Я – управленец»; «Я –подчиненный» «Я – исполнитель» в разных формах общественной деятельности.
Чтобы сделать работу подростков эффективной, мы включаем их в реальную управленческую деятельность; поддерживаем, когда они принимают ответственность за ее результаты. Учим совместно со взрослыми планировать развитие школы, помогаем строить партнерские отношения и овладевать мониторингом обратной связи для корректировки собственной деятельности.
Мы убеждаемся, что новая общественная организация Союз “Звездный” помогает ребятам естественным образом включиться в организаторскую деятельность, у них вырабатывается способность критически осмысливать собственный управленческий опыт, стать открытыми опыту других.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru