Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЙ ПОЧЕРК

Алла МИХАЙЛОВА

Есть ли женское искусство?

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу прошла выставка “Искусство женского рода”. Скажу сразу – никакого особого рода искусства не увидела. Просто хорошая или очень хорошая живопись из крупнейших наших музеев. Но крайне любопытно наглядно обозреть участие женщин в художественном процессе.
И дело тут вовсе не в феминизме и политкорректности. Или не только в них.

АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР. ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ К “BALLET SATANIQUE” НА МУЗЫКУ А.СКРЯБИНА. 1921 Г.

Выставка ГТГ охватывает период с XV века до наших дней. До XIX века – это великолепные образцы шитья и ткачества, то есть декоративно-прикладное искусство, где женщина изначально лидировала, ибо вела дом, оснащала и украшала его, и ее умения использовались и в храмах, и во дворцах. А далее начинается интересное: вхождение женщин в станковое искусство – вначале как любительниц, потом как профессионалов. Лидировали на первых порах аристократки, потому что рисование и живопись входили в программу хорошего домашнего воспитания. Результаты такого воспитания демонстрируют здесь представительницы рода Долгоруковых и Романовых. Натюрморты императрицы Марии Федоровны, например, совсем неплохи. А профессиональная живопись стала впускать в свои ряды женщин где-то в середине XIX века. Во всяком случае, первой дамой, получившей золотую медаль по окончании Академии художеств в 1854 году, была Софья Сухово-Кобылина. А для любительниц существовало Женское отделение Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих, класс которой запечатлела на своей картине Е.Хилкова. Далее следуют уже утвердившиеся в истории изобразительного искусства имена: М.Башкирцева, М.Якунчикова, З.Серебрякова (ее известные работы показались сегодня сладковатыми, но отнюдь не более чем живопись некоторых представителей “мужеского рода” – А.Шилова, например). Многие из создательниц экспонируемых произведений были женами, подругами, моделями видных художников. Некоторые – старательными ученицами. Пейзажи О.Лагоды-Шишкиной, например, являют собой преданное следование мотивам и манере И.И.Шишкина…
А потом происходит взрыв: вы входите в торцовый зал экспозиции, и вас словно опаляет жаром из внезапно открывшейся топки. Любовь Попова, Наталия Гончарова, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Варвара Степанова. Какой напор темпераментов, отчаянной смелости, какая жажда нового, какая сила декоративности! Неопримитивизм, кубофутуризм, супрематизм. “Амазонки авангарда” называлась выставка их произведений, года два назад триумфально проехавшая по Америке и Европе. Что же обусловило этот рывок, почему так возросла доля художниц именно в искусстве авангарда? Почему они стали так заметны? Да, рядом работали Малевич, Кандинский, Татлин. Рядом и, если честно, впереди. Ибо первооткрывателями были именно они. Но почему столько талантливых женщин одновременно ринулись именно в этом направлении? Что произошло?
Очень многое произошло на рубеже веков: движение за равноправие женщин (интересно, помнит ли кто сегодня слово “суфражистка” или ироническую интонацию, с которой когда-то произносилось слово “эмансипэ”?), за возможность получать равное с мужчиной образование, избирательные и трудовые права и тому подобное. Впервые желания стали движением.
Наряду с наукой женщины ринулись в искусство, предпочитая авангардное, революционное. Правда, в салонной графике, иллюстрациях, открыточках тоже женщины работали. Только это никого не удивляло – ну что-то там сладенькое пекут, а чего от них можно ждать? А наши амазонки рванулись в неизведанное. Но может быть, действительно у женщин более обостренное чувство нового? Как тонко чувствуют веяния в моде, например, как охотно и изобретательно умеют “прикинуть на себя”…
Но вот что для меня всегда было загадкой, так это успехи женщин в скульптуре. Здесь, на этой выставке, работы трех замечательных скульпторов ХХ века – Анны Голубкиной, Веры Мухиной, Сарры Лебедевой. Почему так высоки достижения именно в скульптуре, где приходится иметь дело с глиной, камнем, деревом, металлом, то есть необходим тяжелый физический труд, и почти пусто на композиторском поприще, где, кроме пачки нотной бумаги, фортепиано и таланта, вообще никаких материалов не требуется. Спасибо, София Губайдуллина выручила в последние десятилетия – единственная!
Вообще-то феминизация многих профессий – одна из примет ХХ века. Вспомните, что в его начале профессии врача или журналиста были исключительно мужскими. А ныне?! Такая же ситуация в театральной критике, искусствознании. Вплоть до 30-х годов прошлого века в отечественной художественной критике не было ни одной женщины, а теперь мужчины наперечет. В вузах искусства ныне преобладающее большинство составляет слабый пол.
И в советский период женщины держали достойный уровень искусства. В экспозиции радостно было видеть свободную, артистичную живопись Татьяны Мавриной, тотальный декоративизм Татьяны Яблонской. Не потускнели, не обесценились. Общепризнанными лидерами молодежного искусства 70-х стали Наталия Нестерова и Татьяна Назаренко. Сохранились. Однако Назаренко ушла из станковой живописи в особого рода театр, выставляя композиции из типов московской “низовой” жизни – вырезанные из фанеры и расписанные фигуры бомжей, торговцев, проституток и прочих обитателей подземных переходов. Ее знаменитый “Переход” присутствует и на этой выставке и даже обретает некий новый смысл.
Дело в том, что нынешняя экспозиция расположена на разных уровнях и из главного зала (3-й этаж) для продолжения осмотра вам надо спуститься на 2-й как раз по “Переходу” Назаренко. И вы попадаете в раздел 90-х годов. А потом еще на этаж ниже… И этот переход довольно печален, ибо действительно становится путем вниз.
Вроде бы все приметные направления современного искусства представлены – и концептуализм, и видеоарт, и прочие явления промежуточного периода. Много изобретательности. Обязательная для наших дней ироничность. Все меньше (по мере перехода на нижний этаж) рисунка и живописи, все больше фотографических коллажей и компьютерной графики. Надувные объекты из синтетики. Много текстов – объясняющих, параллельных, ироничных. Но за всем этим не просматривается личность, ее мир, ее тайна.
Право же, как хорошо, что этот этаж – последний. По крайней мере на выставке “Искусство женского рода”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru