Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА

Когда приходишь на Эгладор

Размышления участника

Про нас редко говорят и пишут правду – хочется верить, что не со зла. Обиднее всего, когда тебя считают низшим, даже не пытаясь разобраться, кто ты, чем живешь. Журналисты, видимо, думают, что вот они бросили свой цепкий профессиональный взгляд – и все им ясно, понятно и просто. Но если бы все было настолько очевидно, то толкиенисты – а именно их я имею в виду – исчезли бы как вид.
Эгладорская истина гласит: сколько ни есть на свете толкиенистов, мнений о том, что такое толкиенизм, все равно больше... «Для меня толкиенисты – это в первую очередь исторические заморочки, возможность почувствовать себя другим, не таким, какой ты есть на самом деле… а потом, я могу свободно общаться с разными людьми – в нормальной жизни мне сильно мешают скованность и отсутствие чувства юмора, да и широта взглядов в привычном мире не та – большинство почему-то зациклены на себе», – делится мыслями эльф Глинват. «Нет, определенно, безыдейность нас погубит», – жалуется на судьбу некий орк – представляться более детально он отказался. Не всегда удается вытянуть правду: слишком глубоко в сердце лежит ответ.
Разобраться с творящейся в головах, сердцах и местах сборищ неразберихе может классификация «изнутри». Конечно, описаны не все виды и подвиды, водящиеся на территории Нескучного сада, Лысой горы, Калужской площади, Царицынского лесопарка и других менее известных мест – наскрести можно сколько угодно, тем более что чистые, без примесей типы толкиенистов встречаются крайне редко.
Толкиенистов условно можно разделить на несколько групп – и первыми из-за своей малочисленности в «список» попадут так называемые истинные. Их безошибочно можно отличить от остальных по отрешенно-обреченному взгляду и какой-то погруженности в себя. В местах сборищ они появляются редко – им, так же как и лицам, серьезно занимающимся изучением книг Толкиена, делать там просто нечего. Истинные свято верят в то, что описанное Профессором (так называют Толкиена сами толкиенисты) – чистейшая правда или почти правда: «Да я там был, я все сам видел!», «Я Толкиену Сильмарилльон диктовал!». Среди них много исследователей творчества Толкиена, а также любителей писать трактаты по философии, истории, этике, религии, культуре, экономической географии, языкознании.
Говорят, что именно от истинных пошли «Стадии развития толкиенизма как тяжелого заболевания». Первая: прочитал – понравилось. Вторая: толканулся сам – толкани другого. Третья: вот ты смеешься, а я вчера в лесу хоббита видел. Четвертая: Нуменор! Вперед, мечемашцы! Пятая: пишу стихи на родном эльфийском. Шестая: Толкиен был не прав – я вам расскажу, как было все на самом деле. Седьмая: вылечился. Толкиенистов ненавижу – они в нас играют.
Еще одна категория толкиенистов – ролевики. Это люди действия, пришедшие в толкиенизм ради ролевой игры. Занятие это, безусловно, захватывающее, хотя «игрушка», как зовут ее сами толкиенисты, знакома каждому из нас: это те же дочки-матери, казаки-разбойники, хотя со стороны больше похоже на «Зарницу». Очень многие из этой группы перекочевывают в клубы исторической реконструкции да там и остаются.
Ну и, наконец, собственно сами толкиенисты, или, как их еще называют, дивные, представляют самую многочисленную по сравнению с остальными группу. Точка зрения такова: «Толкиен написал классную сказку, играть в нее мне нравится, потом я когда-нибудь попрощаюсь с ней так же, как и с детством, но я оттяну этот момент насколько смогу». И как раз они способны заиграться так, что теряют связь с реальным миром. И это неудивительно: многим мир Толкиена кажется лучше, добрее, справедливее, кому-то тесно в реальном мире, кому-то скучно, кто-то не согласен со всем в принципе, у кого-то проблемы, а тут – шанс почувствовать себя сильным, умным, смелым… (попробуйте дописать сами).
В реальной жизни даже для решения менее значимых задач нужно прикладывать усилия, а в сказке – только захотеть, и вот она – рядом. И при этом ты совсем не одинок! – вокруг такие же «самые смелые и умные». Не напоминает ли это вам Дон Кихота? Да одни названия чего стоят: Эгладор – земля забытого народа, Мандос – страна мертвых, Лориен – зачарованный лес, Фангорн – обиталище древесной птицы. А нации, в одну из которых посвящается вновь прибывший: эльфы, гномы, орки, люди, драконы, хоббиты, кендеры. А имена… Боюсь не упомянуть кого-то. Кстати, именно среди дивных развито посттолкиенистское творчество: бесчисленное количество переводов Толкиена, собственные сочинения об известных всем героях во всех возможных жанрах – это они боготворят своих бардов, менестрелей, миннезингеров.
Есть и еще одна – самая неуважаемая группа. В семье, как известно, не без урода. Это те, кто не только не читал, но иногда даже не знает, кто такой Толкиен. И таких, к сожалению, с каждым годом все больше. Грустно… Скоро сказка будет не о Фродо Девятипалом и о Кольце Всевластия, а о полупанке-полурокере с сигаретой в зубах и пивом под мышкой, мечтающем «тусануться неслабо».
И все же почему нам уютно именно здесь, в мире Толкиена? Какое колдовство не дает уйти? На мой взгляд, ответ прост: обстановка. Я помню себя три года назад – одиночество, пессимизм, позиция «а баба-яга против», мстительность. На Эгладоре – других мест я тогда не знала – сразу же нашлись люди, готовые помочь и поддержать. Для меня это стало одним из откровений: «Ты не такая, как я, а я не такая, как он, – этим стоит гордиться!». Те, кто приходит первый раз, какими бы необщительными они ни были, быстро находят друзей, собратьев по оружию, единомышленников и семью.
Семья – та достопримечательность толкиенистских отношений, которую нельзя не затронуть. Ваша ролевая семейка очень быстро даст повод от души посмеяться: «Вы случайно не мой папа?» – непосредственный вопрос, приводящий в замешательство потенциального родственника, после которого начинается выяснение отношений: «А ты тому-то кем приходишься? О! Троюродный племянник!».Учитывая беспорядочность ролевых связей, практически любой толкиенист – твой родственник, а это немало для тех же подростков, растущих в неполных семьях. Тем более что неформальные родичи скорее поймут тебя – они ведь твои сверстники. «Это – топор моего мужа. А это тоже моего мужа – но другого».
Говорить о том, что тебе дорого, обычно тяжело – слишком многое хочется сказать, объяснить. Мне тяжелее всего будет объяснить значение оружия для толкиениста. Но стоит посмотреть, как меняется выражение лица, когда пальцы касаются рукояти клинка, сколько изящества, кошачьей грации и вместе с тем стремительности появляется в движениях! Это наш мир. Это наша сказка. Там мы дома.

Наталия ТКАЧЕВА

Жизнь идет по замкнутому кругу,
И не плащ, а тряпка на плечах,
Потому, не глядя друг на друга,
Они выпьют пива при свечах.
И уйдут в реальность, хлопнув дверью,
Только кто-то все-таки сильней:
Будет твердо ждать он, свято верить
И спокойно ждать их сыновей.

Ольга Андрюхина (Келеб Итиль)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru