Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА

А вдруг их уведет какой-нибудь незнакомец, играющий на волшебной дудочке? От нас, желающих только добра. Знающих заранее, где можно упасть, и уже подстеливших соломку. От нас, продумавших детскую жизнь до мелочей: как учиться, где жить и что делать. Но наши дети не признают такой уют и создают свой непонятный нам мир в лесу или в подземном переходе вечернего города. Их “цыганское радио” с быстротой молнии разносит известие, где и когда будет игра. Кто они, наши подрастающие дети? Что с ними происходит там, куда они так стремятся, но не зовут ни родителей, ни учителей?
Как относиться к их увлечению? Запретить? Застращать: не ходи, не звони, не отвечай? Вызвать на педсовет и пригрозить? Купить большой торт, нарезать красивыми кусочками и, услышав почти ночью осторожное поскрипывание ключа в замке, выйти навстречу своему враз смутившемуся чаду и сказать: “Привет! Как хорошо, что ты вернулся, будем пить чай!”?
Мы не сразу нашли школьного психолога, который прокомментировал бы материалы этой страницы, а ведь уже больше десяти лет российским толкиенистам, подросткам из “системы”. Все новые и новые ребята входят в этот параллельный мир. Из известных игр дольше живут только дочки-матери и казаки-разбойники. И все-таки хотелось бы понять, что это за игра, которой наши нынешние подростки так увлеклись?

Сценарий предназначения

Комментарий психолога

8.jpg (9130 bytes)В какой момент невероятное приключение, именуемое жизнью, разворачивающееся как бы помимо нашего участия, вдруг становится нашей личной заботой? Может быть, тогда, когда мы впервые встречаемся с предательством друга? Или когда накопившееся чувство собственного несовершенства становится нестерпимо острым? У каждого здесь своя точка отсчета. Общее же то, что данное открытие приходится на так называемый переходный возраст. Возраст максимализма, недовольства собой, возраст переустройства мира.
Отчаяние – исход любой серьезной попытки выполнить предъявляемые жизнью требования, полагаясь на добродетель, справедливость, разум. По одну сторону этого отчаяния живут дети, по другую – пробужденные, как считал Гессе.
Переход во взрослую жизнь... Часто ли мы задумываемся о том, чего он требует и что означает для подростка? Все мы понимаем, что развитие человека – это череда превращений: гусеница – куколка – бабочка. Именно поэтому в древних обществах существовали обряды инициации – посвящения, которые иной раз включали не просто трудные, а даже опасные испытания, позволяющие узнать себя, раскрыть то, что облегчит вхождение в новое качество. А что происходит в наше время?
В современном обществе принято прогнозировать и тщательно рассчитывать жизнь вперед. Ах, как хочется застраховать собственного уже взрослого ребенка от ошибок, уберечь от невзгод! Но только тогда как он сможет узнать о своем предназначении? Что позволит ему исполниться в качестве Человека?
Именно из этого и вырастают те игры, о которых идет здесь речь. Послушайте еще раз самих участников: “для меня это... возможность почувствовать себя другим”, “я могу свободно общаться с разными людьми”. Ведь именно в игре мы учимся взаимодействовать с окружающим миром, моделировать то, что наблюдаем в реальной жизни. Конечно, взрослых, особенно чутких взрослых, волнует, что ребенок “все больше отдаляется от семьи”. Но только ли по причине участия в играх это происходит? Быть может, дело в том, что он взрослеет и меняет тип связи с родительской семьей. Без внешних обстоятельств, оставаясь во всех смыслах “внутри семьи”, этот переход, скачок совершить очень трудно. Важно, замечая подобное отдаление ребенка, не пугаться, а помочь ему выстроить новые отношения с вами. От мудрости и такта родителей будет зависеть, насколько доверительными они смогут быть.
Конечно, тревожно, когда в семье, где не принята ложь, ребенок обманывает, чтобы поехать на игру. Но все ли мы, взрослые, готовы услышать, принять без критики и скептических комментариев, а тем более что-то разрешить детям? Ведь то, что для нас представляет тревогу, для них не просто интересно, а жизненно важно. Елена Нечипоренко: “Я ловлю себя на мысли, что и дома никогда не могу быть уверена, говорит ли сын всерьез или разыгрывает очередную роль”. А разве в повседневной жизни мы всегда бываем уверены в искренности людей, с которыми общаемся? Где и как подросток может научиться различать искусную игру или, еще хуже, имитацию жизни от подлинного существования? А ведь научиться различать в других – означает приблизиться к тому, чтобы овладеть самому.
В этих играх конструируется особый мир. Мир, в котором от каждого что-то зависит. В отличие от нашего, в котором “незаменимых нет, без тебя ничего не обрушится”. Мир, в котором ты можешь рассчитывать на понимание, поддержку и опеку. Поэтому “многим из них мир Толкиена кажется лучше, добрее, справедливее”. А для того чтобы изменить наш мир, надо много чему научиться. Именно поэтому подростки уходят в виртуальность. Давайте же не пугаться этого, а ждать их возвращения. Ведь “ребенок подобен быстро текущему потоку: не следует приходить в отчаяние, если на его поверхности обнаруживаются какие-либо недостатки, ибо само движение – лучшее противоядие от них. Опасность появляется лишь с застоем”. Знаете, кто писал так? Мудрый Рабиндранат Тагор.

Татьяна КЛИМОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru