Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОВЕСТКА ДНЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Виртуальные учебники тоже пройдут экспертизу

Для этого все готово. Но готова ли школа к их использованию?

Минувшая неделя ознаменовалась рядом важных событий, связанных с информатизацией образования.
19 марта состоялось первое совместное совещание членов вновь созданной рабочей комиссии по созданию электронных учебных изданий с разработчиками этой продукции, а на следующий день в Новом Манеже открылась первая специализированная выставка мультимедиа-технологий “Медиатека-2002”, на которой были широко представлены ведущие производители виртуальных программ для школ и вузов.

4 марта 2002 года приказом министра В.Филиппова утверждена рабочая комиссия по созданию электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования. В составе этой новой структуры, которую возглавила заместитель министра Е.Чепурных, – представители различных управлений министерства, ученые, и даже один педагог-практик – из столичного центра образования “Юниор” – всего 20 специалистов, деятельность которых связана с информатизацией школ и вузов.
По действующим правилам – во избежание принятия субъективных решений – состав комиссии (так же как и в состав профильной секции Федерального экспертного совета) не входят разработчики и производители электронных продуктов и представители издательств.
С другой стороны, совершенно очевиден тот факт, что без их участия невозможно решить задачи, связанные с созданием, закупкой, апробацией электронных продуктов, нормативно-правовым обеспечением открытого (дистанционного) образования.
Поэтому Елена Чепурных выступила с инициативой регулярно, не реже чем раз в месяц, проводить совместные совещания рабочей комиссии с разработчиками электронных учебных изданий.
Первая же встреча двух заинтересованных сторон носила в основном информационный характер...
Гораздо подробнее проблемы экспертизы электронных учебных изданий обсуждались и на заседании “круглого стола”, состоявшегося в рамках специализированной выставки мультимедиа-технологий “Медиатека-2002”.
О них рассказали руководитель профильной секции ФЭС профессор Сергей Григорьев, директор Республиканского мультимедиа-центра Александр Осин и ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.
Итак, электронные учебники проходят не только содержательную, но также техническую и дизайно-эргономическую экспертизу.
Технические эксперты призваны тщательно проверить работоспособность и функциональность виртуальных программ.
Дизайнеры – определить, насколько они соответствуют параметрам нового жанра: гипертексты без единой мультимедийной вставки или другая крайность – бесконечное кино – экспертизу точно не пройдут.
Наконец, оценка содержания включает в себя психолого-педагогические, методические, дидактические аспекты, соответствие действующим базисным учебным планам.
Если все основные критерии соблюдены, литература на CD-дисках получает гриф “Допущено”. В будущем после 1–2 лет апробации электронных изданий в экспериментальных школах им будет присваиваться гриф “Рекомендовано”.
Стаж “судейской” команды пока невелик: секция электронных учебных изданий была открыта в структуре Федерального экспертного совета лишь в ноябре минувшего года. Более того, даже само понятие “электронные учебные издания” появилось на свет совсем недавно в результате длительных дискуссий: это и учебники, и справочно-энциклопедическая литература, и тесты, и аудиовидеоэкскурсии, лабораторные практикумы.
В общем, процесс создания и экспертизы электронных учебных изданий находится в стадии становления, и ошибки и просчеты здесь, увы, неизбежны.
В прошлом году была осуществлена поставка 27 наименований электронных учебных изданий в сельские школы, в ходе апробации которых начали поступать замечания от учителей. Одна из главных претензий к разработчикам состоит в том, что учебные пособия выпускаются без методического сопровождения.
Обратная связь с педагогами будет налажена благодаря анкетированию на курсах повышения квалификации и через Интернет – на сайте www.ratimg.ru в рамках проекта Федерации Интернет-образования “Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы”.
В свою очередь члены профильной секции ФЭС намерены сделать свою работу максимально прозрачной: на новом сайте fes.mto.ru в соответствующей рубрике будут публиковаться все материалы по экспертизе электронных учебных изданий, вплоть до рецензий на конкретные продукты – конечно, с согласия самих авторов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru