СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Опять и опять приходится говорить об
одном и том же. О качестве сельского школьного
образования, о том, что под этим подразумевать и
как его обеспечить. Появился даже такой термин –
“крестьянское качество образования”. Это когда
все максимально по делу, но в то же время с
простором для полетов души. Работа с землей,
ремесла всех видов, краеведение, экология,
социальная практика в собственной деревне...
Видов и форм настоящего качественного сельского
образования множество, большинство из них давно
известны и успешно применяются теми, кто не
тратит время на разговоры и жалобы, а просто
воспитывает детей. И мы, глядя на них, тоже как-то
поутихли в публицистической перестрелке с теми,
кто грозит уничтожить деревенские школы. Мы
понимаем, что нет и не может быть одного, двух,
трех рецептов выживания для всех. У каждой
деревни – свой образ жизни, вызванный местными
природными и историческими условиями. И мы
вместе с нашими героями с Алтая и Вологодчины
попросту радуемся: есть люди, которые дело
делают, дают детям образование. То, которое этим
конкретным детям нужно.
Профессия – оставаться дома
Если ребенок начинает поиски своего
места в мире
по карте масштабом 1:1...
Мы уже привыкли к тому, что молодежь
обязательно убегает из деревни. И удивляемся,
когда находятся счастливые исключения. Когда
деревенская школа сохраняет жизнеспособной саму
деревню, находя каждому ребенку и взрослому его
место. И за счастьем, оказывается, никуда ехать не
надо – вот оно, тут, за твоим окном. Так говорят
учителя из вологодского села Великий Двор,
ежегодно отправляясь со своими учениками
исследовать окрестные леса и озера.
Центр, объединяющий всех
Место действия – Тотемский район Вологодской
области. В селе Великий Двор 50–100 учеников и нет
никакой «светской жизни». Выход нашел директор
школы Алексей Александрович Огарков – сделать
школу учебно-воспитательным центром,
объединяющим всех, кто может что-то дать детям.
Постепенно к общеобразовательной школе
добавились школа музыкальная и художественная,
эколого-краеведческий клуб, клуб молодой семьи.
Уже много лет вологодские педагоги: литераторы,
биологи, географы, химики, «иностранцы»,
«физкультурники», «трудовики» – все! – убеждены,
что ставку сейчас надо делать на
эколого-природоведческое образование (имея в
виду, что в круг экологических входят и вопросы
истории, культуры, социологии). Наблюдая, как
стремительно одолевает поп-культура
традиционную, великодворские учителя отчетливо
понимают, что исход борьбы зависит от отношения
человека к природе, к будущему окружающего его
мира. Биолог по специальности, Алексей
Александрович эту позицию формулирует так:
«Человечество взаимодействует с природой как
единый биологический вид, и у всех цивилизаций
должен быть некоторый общий вектор усилий –
“основы экологической арифметики”. Они уже
выработаны людьми, они в том числе и в русской
философии, русском космизме и великом русском
естествознании Докучаева, Вернадского,
Тимофеева-Ресовского. Их фундамент – осознание
себя активной частью природы (и даже шире –
Космоса), единство с ней». Это красиво звучит. Но
как действовать педагогу?
Огарков и его коллеги начали с
эколого-туристско-краеведческого клуба «Полюс».
Исхожены и обследованы тщательно – по научным
методикам – и близкие просторы Вологодчины, и
Байкал, и Урал, и другие уголки России. Но
экскурсии и походы, по мнению педагогов, не
решают всех проблем. Понадобилась база для
проведения практических занятий и выполнения
научно-исследовательских заданий, и в
Великодворье появилась
эколого-природоведческая лаборатория с игровым
экологическим городком для дошкольников и
младших школьников и “географической
площадкой”. Для детей был выделен участок,
расположенный в 150 метрах от школы, на территории
5 га лесных естественных насаждений. Здесь на три
километра растянулась экологическая тропа, на
которой разместились 7 станций: «Кострище»,
«Муравей», «Сфагновое болото», «Сосна»,
«Ельник-зеленомощник», «Вырубка», «Пруд». На 5,5 га
земли расположена агробиостанция. Прямо под
открытым небом созданы учебные классы,
обсаженные рядами растений из различных
природных зон.
Специалисты и сотрудники
Объемные, переплетенные научные исследования
учеников Алексей Александрович достает из шкафа
бережно и торжественно. Золотым тиснением –
заголовки: «Изучение состояния популяции
некоторых редких растений долины реки Толшмы и
проблемы их охраны», «Влияние социальных и
экологических факторов на уровень
заболеваемости населения», «Комплексная
биогеоценотическая характеристика естественных
экосистем левобережья Сухоны Тотемского
района»… У каждой научной работы есть
критики-рецензенты. Например, работу «Некоторые
аспекты истории волости Печеньга…»
рецензировали два вологодских профессора –
доктор педагогических наук Л.А.Коробейникова и
доктор исторических наук В.В.Судаков, старший
научный сотрудник Тотемского краеведческого
музея Л.И.Коренева и глава администрации
Великодворского сельсовета Н.В.Слободина. На
титульных листах некоторых работ имена и научных
консультантов – ученых вузов Вологды, что в 200
километрах от Великодворья. А о том, что детское
исследование – не просто глубокомысленные слова
по поводу, а нужный, практически важный труд,
говорят и вынесенные на титульный лист имена
спонсоров и заказчиков. Среди них значатся и
администрация Тотемского района, и колхоз
«Великодворье», и Тотемский райпотребсоюз, и
районный комитет охраны окружающей среды и
природных ресурсов, и петербургское
производственное геологическое объединение
«Севзапгеология».
Научные работы детей – это часто анализ и синтез
материала, собранного ребятами и взрослыми в
экспедициях. К путешествиям готовятся долго и
тщательно: зимой подбирается маршрут,
согласовывается с организациями-заказчиками,
составляется библиография и изучается регион,
планируемый в качестве объекта исследования. В
это же время почти ежедневно во второй половине
дня проводятся занятия по основам туризма,
экологии, краеведению, разучиваются туристские
песни.
В отчетах об экспедициях обязательно есть
страницы со списком их участников. Вот фрагмент
одного из них: «Селиванов В., главный специалист
по вопросам систематики и биологии растений,
ученик 11 класса, Тихонов С., главный специалист по
вопросам биологии животных, ученик 9 класса,
Климов А., помощник экологов, ученик 5 класса».
Специализация меняется ежегодно, и к окончанию
школы каждый осваивает основные краеведческие
специальности: геолог, эколог, ботаник, гидролог,
геоморфолог, зоолог, почвовед. И практически 75%
выпускников выбирают, уходя из школы,
полюбившуюся специальность. Один из результатов
работы клуба “Полюс” – постановление главы
районного самоуправления «Об организации
заказника областного значения “Вязы”». И вот
уже несколько лет Огарков, его коллеги и ученики
проводят в заказнике областные экологические
школы. Вместе с вологодскими учеными учителя и
школьники из районов области приезжали для
отработки методов исследования и защиты природы.
Не хотят уезжать?!
Летом 2001 года Алексей Александрович с
несколькими мальчишками в самое комариное время
отправились в очередную экспедицию в еще не
знакомый уголок Тотемского района. Короткое
ознакомление с расположенным здесь уникальным
древнейшим озером и его окрестностями показало,
что рубки вокруг него губительно сказываются на
судьбе озера – оно стремительно заболачивается.
– Что же делать? Как остановить лесорубов? –
спрашивает Огаркова местный житель, радеющий за
сохранение красоты озера, которым и
пользовалось, и любовалось не одно поколение его
предков.
– А мы посмотрим повнимательнее – возможно,
соберем нужный материал и поставим вопрос о том,
чтобы здесь был заказник федерального значения.
Наблюдая за вологодскими детьми, убеждаешься,
что многие присматривают себе местечко если не в
своей умирающей деревне, то рядом. Почему? Боятся
конкуренции? Кто-то – да. Но большинство из тех, с
кем довелось пообщаться, говорят о том, что лучше
– когда тихо, когда вокруг природа, а не
автомобили, лучше – когда у тебя есть огород и
сад. Многое влияет на выбор человека, речь не об
этом. Речь о том, что, похоже, в Вологодской
области путь на модернизацию образования начат
со спасения и преобразования конкретной деревни.
Дети великодворья мечтают не о яблонях на Марсе,
а о новом тракторе на несколько семей и пекутся о
популяции редких растений. Их так учат, и этот
путь образования и воспитания возник
естественно, от земли, он, по Солженицыну,
«нутряной» – и потому результативный. Мы в
последнее время повторяем: «Будет жить школа –
будет жить и село». А правильно и наоборот.
Вологодские педагоги утверждают: будет жить село
– и будет возможность становиться личностью,
человеком, богатство которого – не знание
английского и владение компьютером, а лес, речка,
поле с травой в покос и чувство ответственности
вот за такую недвижимость. И затрат на такую
«реструктуризацию» надо не так много –
достойную зарплату всем жителям села и магазины,
в которых не только водка с колбасой, а еще и
рюкзаки, книги, географические карты,
музыкальные инструменты и инструменты для
ручного труда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|