ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
N15
Новые книги
ТРАДИЦИИ И
АЛЬТЕРНАТИВЫ
В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ.
Под общей редакцией Т.В.Цырлиной. Курск, 2001
Эта книга написана уникальным авторским
коллективом (около 30 человек) – студентами
факультета иностранных языков Курского
государственного педагогического университета.
Современные технологии, доступ к поисковым
серверам Интернета, анализ оригинальных
источников, отсутствующих на русском языке,
позволили приоткрыть завесу над деятельностью
оригинальных мыслителей прошлого и
современности, познакомиться с работой
интересных альтернативных школ, ранее не
описанных в отечественной литературе. Авторам
удалось также выявить ряд ярких альтернативных
программ, применение которых могло бы обогатить
российское образование.
Авторы пишут о структуре и содержании работы
различных типов начальных и средних школ в
странах Западной Европы, в США, Канаде, Бразилии,
Австралии и Японии.
Так, в главе об особенностях образования в
Великобритании, кроме описания традиционной
системы начального и среднего образования,
рассказывается об альтернативных школах –
трехступенчатых, специализированных,
технических, частных. Особое внимание в этой
главе уделяется «рассказывающей и слушающей»
школе в Бирмингеме, в которой учатся дети из
разных этнических сообществ, разговаривающие на
16 языках.
Традиционные системы образования, как
государственные, так и частные, в странах
Западной Европы довольно хорошо известны в нашей
стране. Мы очень мало знаем об оригинальных
альтернативных системах. В Бельгии, например, уже
более 80 лет существует альтернативная школа
«Эрмитаж», основанная доктором О.Декроли.
Основой обучения и основным организационным
ядром в этой школе являются «центры интересов», в
ней нет традиционных учебников, ученики
пользуются литературой из домашних, школьных или
муниципальных библиотек. В Дании (там
обязательное обучение детей с 7 лет установлено
законом 1689 года) принцип свободы образования
провозглашен в качестве одного из ведущих, хотя
там ясно понимают недостатки свободной школы:
изоляция преподавателей друг от друга, их
различный уровень подготовки, «разъединение»
школ. Большой раздел книги посвящен датской
альтернативной системе школ «Твинд».
В Нидерландах в частных школах учатся 70% детей,
причем все школы финансируются одинаково.
Разнообразие нидерландского образования
поддерживается и существованием огромного
количества (6300) авторитетных специалистов и
экспертов в области обучения, которые
анализируют работу школ и следят за соблюдением
закона об обязательном образовании.
Во Франции бесплатное и обязательное обучение
детей с 6 до16 лет, не содержащее каких-либо
религиозных предпочтений, существует уже более
100 лет. Свобода обучения делает возможным
существование государственных и частных школ, но
государство заставляет принимать программы
обучения, конкурсы и экзамены, одинаковые для
всех. Во Франции озабочены распространением
скрытых механизмов жесткого отбора в школы,
провозглашающие равенство шансов, большим
количеством молодежи, бросающей школу,
проблемами неуспевающих учеников,
несовершенством школьных программ («ученик, на
которого обращены школьные программы, – это
ученик, которого в практике не существует»).
Вторая глава книги посвящена альтернативным
школам и программам в США. Как пишут авторы, есть
два источника влияния на американское
образование – это управляющие структуры и
культурное многообразие. Основная деятельность
по управлению образованием происходит на уровне
штатов, а практическое управление школами
ведется местными школьными округами, число
которых примерно 16000. Отличительной особенностью
американских школ является стремление
осуществлять обучение здоровых детей и детей с
физическими и умственными проблемами в стенах
одного учебного заведения. В силу исторических,
политических, экономических и социальных причин
в США сформировалась система образования,
характеризующаяся многообразием типов учебных
заведений и содержания обучения. Это позволяет
детям с разными способностями, выходящим из
разной культурной среды, получать знания,
достаточные для профессиональной деятельности
или учебы в вузах.
В этой главе приводится подробное описание
организации школ, использующих психологические
исследования Говарда Гарднера, который выявил
семь типов мышления человека: лингвистическое,
логико-математическое, пространственное,
телесно-двигательное, музыкальное,
межличностное и внутриличностное – и разработал
соответствующие технологии обучения. Эти
технологии позволяют не только разнообразить
процесс обучения, но и сделать его более
эффективным. В этой же главе подробно
рассказывается об особенностях межэтнического
образования в США, об альтернативной
Скарсдейской школе (в 20 милях от Манхэттена),
приводятся названия спецкурсов и факультативов
по разным предметам в этой школе, названия и
разнообразие которых говорит само за себя. Очень
интересна информация о чартерных школах – новом
типе государственных школ, существующих на
общественные пожертвования и управляемых
родителями, педагогами и членами общественного
комитета. Основу образования чартерной школы
составляет контракт, заключаемый учредителями и
представителями школьного округа. Из общего
круга государственных школ их выделяет
тенденция к сокращению числа учащихся в отдельно
взятых школах и уменьшению числа учащихся в
каждом классе.
В третьей главе книги рассказывается об
организации образования в школах Канады,
Бразилии, Австралии и Японии.
В Канаде созданы очень интересные
«общепровинциальные» альтернативные школы. Так,
в провинции Онтарио структура и организация
системы образования в 1990-е годы были существенно
модернизированы. В частности, была введена новая
структура оценивания знаний, открытая для
учащихся и родителей (тестирование, новые
стандарты для 3, 6 и 9 классов), была ликвидирована
селекция учащихся по классам с учетом их
способностей, расовой и этнокультурной
принадлежности.
Проблема системы образования в Бразилии (кроме
других, общих для всех школ мира) обозначается
термином «клиентализм» – это специфическое
явление, выражающееся «в целенаправленном и
осуществляемом в соответствии с политическим
или социальным заказом распределении
государственных средств, выделяемых на нужды
образования, избранным школам-«клиентам». Это
уже не элитарное образование, а «клиентарное».
Там же рассказывается о Пауло Фрайере –
замечательном бразильском педагоге, который
утверждал, что развитие страны – это не только
экономический прогресс, – это прогресс
образования народа. В этой главе излагаются и
тезисы знаменитой книги Пауло Фрайера «Учителя
как просветители: письма к тем, кто отваживается
учить».
Очень кратко в книге рассказывается о японской
системе образования, о Чикуро Хироике – японском
философе первой половины XX века, основателе
науки моралология, очень интересно. В основу
моралологии положена идея о том, что, поскольку
человечество не смогло достаточно развить свой
моральный дух и не может правильно использовать
современные технологии на благо самому себе,
науку необходимо ограничить рамками морали, а
такая задача уже напрямую связана с педагогикой.
И в заключение авторы приводят сведения об
австралийской школьной программе «Медиация
сверстников», сущность которой состоит в том,
чтобы в случае конфликтной ситуации участники
спора имели возможность проанализировать ее с
помощью специалиста и найти достойный выход,
устраивающий обе стороны. Причем не прибегая ни к
физическому, ни к психологическому насилию.
В книге приводится обширный список оригинальной
литературы разных стран, посвященный проблемам
образования. Тираж книги – 150 экземпляров –
заставляет думать о необходимости возрождения
Самиздата.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|