Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N15 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО «В вашей школе встреча выпускников», – позвонила мне мама. Жаль, не смогу пойти: работы навалилось, не вздохнуть. Но пошла. Отложила все дела и пошла. Заглушая укоры совести мыслью о том, что на фоне своих прежних взаимоотношений со школой – ученица, учитель, мама школьника, журналист, пишущий о школе – интересно будет понаблюдать за ощущениями выпускницы хорошей советской школы. Последний раз мы встречались семь лет назад, мамой я была неопытной, не знающей почем фунт лиха, а о журналистике вообще не помышляла.
Лихорадочные приготовления отравлял извечный женский крик души: нечего надеть. Почему-то именно сегодня не хотелось оказаться самой серенькой и неуспешной по сравнению с более или менее преуспевающими одноклассниками. Глупо, конечно: разве встречают по одежке того, с кем знаком уже несколько десятков лет…
На площадке перед школой множество машин и несколько колясок – хвастается кто чем может. Территорию огородили монументальным забором с арками, башенками, двухметровыми металлическими прутьями – не то средневековая крепость, не то зоопарк. Лучше б стадион оборудовали. Вообще по сравнению с нашими временами бросается в глаза обилие решеток: на окнах, в раздевалке. А часть третьего этажа забрана тако-ой решеткой!.. В этом каземате, видимо, томятся драгоценные компьютеры.
В вестибюле толкотня, цветы, поцелуи, восторженные вопли немолодых, можно сказать, солидных людей. Те, «кому за тридцать», пристально и немного смущенно вглядываются в лица, стараясь узнать и боясь быть неузнанными. (Если мы так дороги и интересны друг другу, почему не встречаемся чаще?) «Зарегистрируйтесь, пожалуйста», – взывают нынешние старшеклассники, безуспешно пытаясь втиснуть нашу ностальгию в строгие школьные рамки. Регистрируюсь. А поднимаясь по лестнице и считая на пальцах, понимаю, что ошиблась на год. Забыла свой год выпуска.
Торжественная часть – ну конечно, куда ж без нее. Наших учителей всего четверо – столько лет прошло. Новый директор, пытаясь перекричать гул в зале, говорит, что школа не сдала своих позиций и что-то про победы в олимпиадах. (Как будто мы комиссия из роно.) Неужели они еще не поняли, что это не самое важное – ни для нас, ни для школьников-победителей. Нет, увы, таких предметов, где учат несуетности, умению быть счастливым и верить в себя. Хотя учителя по этим несуществующим предметам встречаются. Если повезет.
Расходимся по классам, к нам заглядывают учителя. Кто-то сильно сдал: болезни, вдовство, инвалидность, взрослые внуки… Заходит и Татьяна Семеновна – директор школы в наши времена, мы не виделись с самого выпуска. Школу и всех нас она держала в ежовых рукавицах, авторитарно, как теперь говорят. А вот учителей собрала просто замечательных, и наш школярский взгляд тогда и теперь, оценивая со своих многочисленных нынешних педагогических точек зрения, я понимаю, как нам повезло. Вот уж кто не сдал позиций: осанка, фигура, высокие каблуки, знакомая нам с детства пышная прическа, знаменитый голос, невероятный для такой маленькой, изящной женщины, воля и энергия в ее давно уже пенсионном возрасте. Мне даже стало немного стыдно: рядом с ней почувствовала себя старой квашней.
Дело идет к вечеру, и если официальная часть не обходится без отчета о проделанной работе, то неофициальная – сами понимаете, тоже не обходится без долгого разговора, только в иной тональности. Из нашего выпуска пришли всего десять человек. Сдвигаем лилипутские первоклашечные парты и рассказываем, рассказываем по кругу о себе и о тех, о ком хоть что-то слышали: работа, дети, учеба, армия, проблемы. Так и есть, средний балл в аттестате ничего не гарантирует. Прозябающие отличники и преуспевающие троечники не правило, но и не исключение. С печальным недоумением узнаем, что самые внешне эффектные девчонки пережили смерть мужей, и не одна, а несколько из нашего выпуска. После школы некоторые пары сгоряча переженились, но не развелись, и счастливы до сих пор одна-две. Кое-кто вот-вот обзаведется внуками.
Нагляделись друг на друга, наговорились. Последний тост за то, что мы еще собираемся просто так, и ничего корыстного нам друг от друга не надо: не важны ни деньги, ни положение, ни связи, важно лишь увидеться и поговорить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru