Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена,
Санкт-Петербург

Опыты неофициальной педагогики

Как быть если унизили вашего ребенка? И можно ли его научить не унижать других? Об этом наш сегодняшний разговор.

Когда учитель не прав

Светлана. Как объяснить ребенку, что учителя тоже могут ошибаться? Моя десятилетняя дочь целые две недели готовилась к школьной экскурсии. Можно сказать, жила ею. Когда уже вещи были собраны, накануне поездки классный руководитель возвратил ей деньги и сказал, что педсовет решил ее на экскурсию не брать, так как мест нет и она до этого долго болела, к тому же “плохо себя вела”(это вообще не понятно). Ребенок проплакал два дня. Я позвонила учителю, он пробубнил, что ничего не знает, ему просто поручили передать деньги. Все сводилось к фразе “это не я решил, и вообще мест в автобусе нет”. Я не знаю, что делать. Идти в школу? А что потом будет с ребенком? Если учитель вот так мог унизить ее перед всем классом, не подумав, как она это воспримет... Она в слезах повторяла: “почему я?”, а я не могла ничего ей ответить.
Лена. У нас была такая же история, один в один. Даже отговорки учителя те же. Я пошла к директору школы, потребовала присутствия классного руководителя, и было долгое объяснение. Классная руководительница врала безбожно, я бы ни за что не могла предположить, что педагог на такое способен. Но моего сына не одного выпихнули, было еще несколько детей. И их родители поставили условие: или все едут, или никто. Честно говоря, я в этом уже не участвовала, у моего ребенка оказалась очень слабая нервная система, был тяжелый срыв, сын плакал сутками, и его положили в больницу. Основная ругань проходила уже без нас. А на экскурсию в результате не поехал никто.
Понимаете, если бы раньше, с самого начала, было объявлено, что поедут только лучшие из лучших, и дети бы соревновались за право поехать, дело другое. Но ничего подобного не было. У моего сына и по сей день сильная обида. Одно время он слово “Ленинград” даже слышать не мог, т. е. ситуацию перенес на весь город. Но мы сами повезли ребенка в Питер, выбрали хорошую гостиницу, интересные экскурсии, ездили с друзьями на шашлык, ходили на праздник “Алые паруса”. Теперь Питер – его любимый город.
А Вам советую отстаивать права своего ребенка, защищать его. Если не Вы, то кто же это сделает?
Ирина Хоменко. Полностью согласна! Во-первых, с учителем (директором) поговорить надо обязательно. Причем в форме объяснений. “Я бы хотела уточнить, на каком основании... Как это выглядит с педагогической точки зрения?.. Чем руководствовался учитель при отказе?.. Понимаете ли вы, что ребенок получил серьезную психологическую травму?.. Предполагаете ли вы, как изменится его отношение к школе, к учителю, как отразится на отношениях с одноклассниками?”
Если сможете произнести еще одну фразу – будет здорово. Она звучит так: “Я бы хотела, чтобы учитель извинился перед девочкой. Ведь он поступил несправедливо”. Шансов, что извинятся, маловато. Но хотя бы задумаются над ситуацией.
В общем, нужно “напомнить” учителю (завучу) об их ответственности за психологическое состояние ребенка, которую они несут в момент его нахождения в школе.
К слову сказать, некоторые учителя даже не понимают, что такие моменты травмируют детей. И вот здесь помощь родителей должна быть своевременной.
Если учителю не “распаковать” ситуацию, не дать ему возможность увидеть ее глазами ребенка, то впереди у этого учителя будут новые “жертвы”. И не исключено, что через какое-то время ситуация повторится в другом варианте. Не получивший сигнала “СТОП” в первый раз, учитель и не подумает вести себя иначе в дальнейшем.
А что делать с ребенком? Сказать ему, что учитель не прав. И не бойтесь этих “неприличных” слов. Ошибаться может каждый. Кто знает, какие обстоятельства вынудили педагога к таким действиям?
Я в таких случаях обычно поворачивала наш диалог с сыном так: “Видишь, как неприятно, когда с тобой так поступают. Учти это, если вдруг подобная проблема возникнет у тебя с другими людьми”.

А теперь про “элементы”

Нюша. Я вот все думаю, как разговаривать с детьми о бомжах, наркоманах, алкоголиках. Ведь очень важно соблюсти некую грань и, несмотря на брезгливость, дать понять ребенку, что они такие же люди со всеми вытекающими отсюда правами человека. Но пока я чувствую, что мне удалось только запугать ребенка возможными последствиями общения с ними, а также тем, к чему ведет переход в асоциальную группу. А вот гуманитарный аспект, кажется, упущен...
Ирина Хоменко. Что меня всегда удивляет в родителях, так это их совершенно нелогичное, бессистемное употребление разных, порой противоположных воспитательных стратегий. Вот смотрите. Мы хотим воспитать ребенка-субъекта (субъекта деятельности, отношений, мировоззрения и т.д.) – то есть человека, обладающего как минимум самостоятельностью мышления. И как мы это формируем? Мы говорим ему: “С этими не водись!”, “С теми не дружи!”, “Этих сторонись!”. Обратили внимание на повелительное наклонение? Повелеваем. Запрещаем. Командуем. Откуда ж самостоятельность-то появится? Откуда ж он возьмется-то, мыслитель, если мы лишаем его опыта? Или хотя бы размышлений, выбора?..
Теперь ближе к теме. Сначала я выскажу свое отношение к бомжам, а потом – мое понимание того, как могут реагировать на вопросы ребенка родители. На мой взгляд, “асоциальные явления” были и будут всегда. Чаще всего, конечно, люди попадают в это положение с помощью своего личного “вклада”. Но бывает и по-другому. Гарантии, что никто из нас, «социальных элементов», не окажется на месте спившегося человека, вряд ли возможны. Жизнь – она бывает разная. А потому именно на примере этих вот людей и можно поднять уровень своей толерантности, понимания. Конечно, если мы придаем большое значение статусу человека, то да, опустившихся людей можно презирать. Если же каким-то человеческим качествам, то можно и не торопиться...
Вы уверены, что бомж заведомо хуже ваших соседей, которые занимаются распространением наркотиков или подпольной торговлей некачественной водкой? Я не уверена. А потому лично для меня статус не может однозначно влиять на отношение к человеку. Про алкоголиков разговор вообще особый. Есть масса примеров, когда именно поддержка и НЕотвержение общества помогали таким людям встать на ноги и принести пользу. Я уже не говорю о труде подвижников, которые бескорыстно возятся с такими “элементами”, спасая их с помощью различных методик. Этих людей тоже надо презирать за то, что не брезгуют подать руку законченному алкашу? В общем, гуманитарный аспект проблемы налицо.
А при разговоре с детьми, я считаю, никогда не нужно давать ОЦЕНОК явлениям и всегда нужно представлять РАЗНЫЕ точки зрения на них. Элементарное “меню” в разговоре с ребенком может выглядеть примерно так: “Есть вот такая точка зрения, есть вот такая. И каждая в чем-то права. Мне ближе вот это; но часто я думаю, что, возможно, и ошибаюсь...” Здесь что главное? Чтоб ребенок задумался, напрягся, стал размышлять дальше. Иногда люди десять лет ищут какое-то решение и именно этим развиваются. Задача родителей – представить палитру, а уж картинку ребенок самостоятельно нарисует. Сегодня, пока я писала ответ на Ваш вопрос, мне пришла в голову простая мысль. Ребенок никогда не испытает интереса к какому-то явлению, если он не готов его понять. Выготский вообще считал, что обучение должно предшествовать пониманию (то есть возможности обучиться конкретному навыку). Но это уже не по теме.
Так что если ребенок проявил интерес к бомжам сам, то надо обозначить спектр мнений на этот счет. А уж “сторониться” или “дружить” – пусть решает самостоятельно. Так же как и подавать или не подавать милостыню. К примеру, для меня этот вопрос до конца не ясен. И ответ на него часто ситуативен. Что ж говорить о ребенке? Кстати, в нашей семье отношение к “асоциальным” элементам скорее жалеющее, чем активно агрессивное, хотя сто раз они и щетки с машин снимали, и в подъезде пачкали, и на черной лестнице жили и мусорили... Но почему-то вот брезгливости у меня нет. Жалко их, и все. Может, мне везло, но мое общение с такими людьми никогда не было конфликтным.
И еще про инфекцию.:) Вспоминая, до скольких лет дожила мать Тереза, невольно задумаешься: как же к ней всякая зараза не приставала? Мне кажется, что люди с чистыми помыслами в этом смысле неуязвимы.

P.S. Мнение официальной педагогики может вполне не совпадать с авторским.:))

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru