Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Экономика российской школы

С экономикой российской школы происходит что-то необъяснимое. Фактическое финансирование большинства школ уже давно ограничено выплатой
заработной платы учителям и налогом на фонд оплаты труда.
Ни ремонт, ни покупка оборудования, ни пополнение библиотек, ни тем более оплата Интернета или электронной почты, ни повышение квалификации не финансируются.
При этом общая сумма средств, выделяемых правительством на систему образования, растет. В этом году, по данным Министерства образования России, она превысила расходы на оборону. Денег выделяется больше, а количество школ в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта меньше не становится, обещанное повышение зарплаты привело к задержкам уже в 43 регионах, по признанию вице-премьера В.Матвиенко, сделанному ею на итоговой коллегии Министерства образования 27 февраля.
Средств выделяется больше – а суммы, которые собирают в школах с родителей, за последнее время возросли почти вдвое; по нашим данным, и «тарифы на поступление» в вуз выросли, а если прибавить к этому увеличение стоимости железнодорожных и авиабилетов, стоимость проживания в общежитиях, то общий «бюджет» поступления ребенка в вуз в этом году вырастет как минимум в 2,5 раза. И если в прошлом году объем родительских средств, затраченных на «переход из школы в вуз», по данным Высшей школы экономики, составлял более 1 миллиарда долларов, а вице-премьер В.Матвиенко называла сумму «от 1 до 3 миллиардов», то в нынешнем году, по любым расчетам, это будет более 3 миллиардов долларов как минимум.

При этом выходит указ президента об улучшении финансирования общеобразовательных школ – и не выполняется. Принимается решение о повышении заработной платы – и не выполняется. И около 50% норм самого Закона РФ «Об образовании» тоже не выполняется.
При этом в школе нет даже штатного расписания и не утверждены тарификационно-квалификационные характеристики учителя, а система аттестации работников, руководителей и самих образовательных учреждений скорее похожа на издевательство, а чиновничий кураж здесь удивил бы даже автора бессмертной комедии “Ревизор”.
При этом ведомство отчитывается о проделанной работе, думский комитет, уже восемь лет находящийся у законодательной педагогической власти, расписывается в своем абсолютном бессилии (читайте письмо председателя Комитета по образованию и науке ГД И.Мельникова); губернаторов полностью устраивает сложившаяся ситуация, даже президент оказался бессильным перед клубком проблем школьной экономики.
Чтобы наши выводы не выглядели голословными, хотя для каждого учителя, директора или родителя это очевидные вещи, мы решили провести своего рода исследование – как выглядит сегодня экономика российской школы.
Предлагаем вашему вниманию материалы, подготовленные Ольгой Дашковской.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru