ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Парадоксы кодексов и законов
Школу призывают к самостоятельности и
одновременно делают эту самостоятельность
невыгодной
Обеспечение экономической
самостоятельности и ресурсной
привлекательности системы образования – в числе
первоочередных мер программы модернизации,
утвержденной российским правительством в январе
нынешнего года. Однако эти направления
деятельности, по свидетельству вице-премьера
российского правительства Валентины Матвиенко,
“легко продекларировать, трудно реализовать”.
Почему же то, что поддерживается и
пропагандируется правительством, с такими
препятствиями пробивает себе дорогу в жизни?
Причины трудностей стали предметом
обсуждения на многочисленных форумах, в том
числе на парламентских слушаниях “Проблемы
законодательного регулирования экономических
отношений в сфере образования”, которые прошли 11
декабря минувшего года. Формулировка темы
общественной дискуссии в Думе содержала в себе
не только вопрос, но и отчасти ответ на него.
Дело в том, что финансовая деятельность
образовательных учреждений регулируется
соответствующими статьями законов “Об
образовании”, “О высшем и послевузовском
образовании”, а также Налогового, Бюджетного,
Гражданского кодексов.
При этом, как отмечали участники слушаний, все
чаще образовательные учреждения России
сталкиваются с недопустимой в правовом
государстве практикой, когда принимаемые
ведомствами нормативные акты серьезно
противоречат федеральному законодательству об
образовании, тем самым создаются возможности для
административного произвола.
Многое из того, что было провозглашено в Законе
“Об образовании” еще в 1992 году и
усовершенствовано в его второй редакции 1996 года
– нормативно-подушевое финансирование, право
школы открывать свои расчетные счета и
заниматься внебюджетной деятельностью,
налоговые льготы – весь этот комплекс полезных
инициатив на протяжении десятилетия практически
остается на бумаге.
Более того, список потерь с каждым годом растет.
Так, в принятом Налоговом кодексе (НК) Российской
Федерации отменены некоторые льготы. Например,
льгота по налогу на добавленную стоимость на
товары, работы и услуги, производимые и
реализуемые учебными предприятиями
образовательных учреждений, включая
учебно-производственные мастерские, если доход,
полученный от этой деятельности, направлен в
данное образовательное учреждение или на
развитие и совершенствование образовательного
процесса. Не приняты предложения Министерства
образования по сохранению льгот по налогу на
доходы физических лиц с учащихся по дневной
форме обучения за работы, выполняемые в период
каникул.
Глава 25 НК отменяет льготы по налогу на прибыль,
автоматически приравнивая школы к коммерческим
структурам, а их деятельность, приносящую доход,
– к предпринимательской.
Отменишь льготы – пожнешь убытки
По свидетельству заместителя председателя
Комитета Госдумы по образованию и науке Олега
Смолина, материальный ущерб, связанный с отменой
льготы по налогу на прибыль, составит 7–9
миллиардов рублей для образовательных
учреждений.
Нынешнее налоговое законодательство также не
стимулирует приток инвестиций в социальную
сферу – ни со стороны физических, ни со стороны
юридических лиц.
Так, в соответствии с Законом РФ “О налоге на
прибыль предприятий и организаций”, размеры
благотворительной помощи, на которую
распространяются льготы, составляют не более 3%
от налогооблагаемой базы, а отчисления спонсора,
производимые сверх этого норматива, должны
осуществляться за счет чистой прибыли.
На практике и эти мизерные поблажки не работают,
поскольку налоговые органы их игнорируют.
Проголосовали не приходя в сознание?
В чем же причина столь запутанных
законодательных коллизий?
По мнению декана экономического факультета,
члена-корреспондента РАО Михаила Левицкого,
разные ведомства, которые разрабатывают те или
иные аспекты финансово-экономической
деятельности, вряд ли согласуют между собой свои
действия и относятся к образованию по
остаточному принципу, не учитывая специфику
бюджетных учреждений образовательной сферы.
По признанию ректора Высшей школы экономики
Ярослава Кузьминова, Министерство образования,
призванное реализовывать программу
модернизации, оказалось в бюрократическом
одиночестве, без сколько-нибудь существенной
поддержки со стороны Минфина, Бюджетного
комитета Госдумы, Министерства по налогам и
сборам. Результат не замедлил сказаться, в том
числе в части Налогового кодекса.
Но дело не только в слабом авторитете
министерства или в простой некомпетентности
парламентариев, которые, по меткому выражению
Олега Смолина, голосуют, не приходя в сознание.
Депутаты сами поставили себя в положение
винтиков большой государственной машины,
выполняющих заказ исполнительной власти. Именно
поэтому и существует такая пропасть между
декларациями о приоритете образования и
реальными делами, демонстрирующими полное
пренебрежение интересами отрасли.
В свою очередь и правительство одной рукой
визирует официальные документы, провозглашающие
развитие образования как задачу номер один,
другой – планомерно проводит в жизнь политику по
отмене налоговых льгот для школ и вузов. Следует
признать, что ситуация в кабинете министров и
Госдуме неоднозначна. Вице-премьер российского
правительства по социальным вопросам Валентина
Матвиенко настойчиво выступает за сохранение
налоговых льгот – так же, как большинство
представителей КПРФ, “Яблока”, “Регионов
России”, аграриев, ОВР и столь же пестрого по
своему политическому составу общественного
движения РОСРО – Российского общественного
совета развития образования.
Но когда доходит дело до голосования, то
перевешивают голоса мощного “Единства”,
проводящего в жизнь “пожелания” властей. По
свидетельству экспертов, отмена налоговых льгот
для социальной сферы чревата огромными убытками
не только для школ, больниц, театров, но и для
самого государства, в ответ на действия которого
бюджетные учреждения, как и в случае с
казначейством, постараются “увести в тень”
максимум заработанных ими средств.
При этом число “хозяйствующих субъектов” если
даже и не уменьшится, то уж точно не приумножится.
А те храбрые солдаты, которые все же останутся на
поле боя, выстоят не благодаря, а вопреки
действиям правительства – действиям, столь не
похожим на правильные и очень важные слова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|