Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Парадоксы кодексов и законов

Школу призывают к самостоятельности и одновременно делают эту самостоятельность невыгодной

Обеспечение экономической самостоятельности и ресурсной привлекательности системы образования – в числе первоочередных мер программы модернизации, утвержденной российским правительством в январе нынешнего года. Однако эти направления деятельности, по свидетельству вице-премьера российского правительства Валентины Матвиенко, “легко продекларировать, трудно реализовать”. Почему же то, что поддерживается и пропагандируется правительством, с такими препятствиями пробивает себе дорогу в жизни?

Причины трудностей стали предметом обсуждения на многочисленных форумах, в том числе на парламентских слушаниях “Проблемы законодательного регулирования экономических отношений в сфере образования”, которые прошли 11 декабря минувшего года. Формулировка темы общественной дискуссии в Думе содержала в себе не только вопрос, но и отчасти ответ на него.
Дело в том, что финансовая деятельность образовательных учреждений регулируется соответствующими статьями законов “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”, а также Налогового, Бюджетного, Гражданского кодексов.
При этом, как отмечали участники слушаний, все чаще образовательные учреждения России сталкиваются с недопустимой в правовом государстве практикой, когда принимаемые ведомствами нормативные акты серьезно противоречат федеральному законодательству об образовании, тем самым создаются возможности для административного произвола.
Многое из того, что было провозглашено в Законе “Об образовании” еще в 1992 году и усовершенствовано в его второй редакции 1996 года – нормативно-подушевое финансирование, право школы открывать свои расчетные счета и заниматься внебюджетной деятельностью, налоговые льготы – весь этот комплекс полезных инициатив на протяжении десятилетия практически остается на бумаге.
Более того, список потерь с каждым годом растет. Так, в принятом Налоговом кодексе (НК) Российской Федерации отменены некоторые льготы. Например, льгота по налогу на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, включая учебно-производственные мастерские, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение или на развитие и совершенствование образовательного процесса. Не приняты предложения Министерства образования по сохранению льгот по налогу на доходы физических лиц с учащихся по дневной форме обучения за работы, выполняемые в период каникул.
Глава 25 НК отменяет льготы по налогу на прибыль, автоматически приравнивая школы к коммерческим структурам, а их деятельность, приносящую доход, – к предпринимательской.

Отменишь льготы – пожнешь убытки

По свидетельству заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, материальный ущерб, связанный с отменой льготы по налогу на прибыль, составит 7–9 миллиардов рублей для образовательных учреждений.
Нынешнее налоговое законодательство также не стимулирует приток инвестиций в социальную сферу – ни со стороны физических, ни со стороны юридических лиц.
Так, в соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, размеры благотворительной помощи, на которую распространяются льготы, составляют не более 3% от налогооблагаемой базы, а отчисления спонсора, производимые сверх этого норматива, должны осуществляться за счет чистой прибыли.
На практике и эти мизерные поблажки не работают, поскольку налоговые органы их игнорируют.

Проголосовали не приходя в сознание?

В чем же причина столь запутанных законодательных коллизий?
По мнению декана экономического факультета, члена-корреспондента РАО Михаила Левицкого, разные ведомства, которые разрабатывают те или иные аспекты финансово-экономической деятельности, вряд ли согласуют между собой свои действия и относятся к образованию по остаточному принципу, не учитывая специфику бюджетных учреждений образовательной сферы.
По признанию ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, Министерство образования, призванное реализовывать программу модернизации, оказалось в бюрократическом одиночестве, без сколько-нибудь существенной поддержки со стороны Минфина, Бюджетного комитета Госдумы, Министерства по налогам и сборам. Результат не замедлил сказаться, в том числе в части Налогового кодекса.
Но дело не только в слабом авторитете министерства или в простой некомпетентности парламентариев, которые, по меткому выражению Олега Смолина, голосуют, не приходя в сознание. Депутаты сами поставили себя в положение винтиков большой государственной машины, выполняющих заказ исполнительной власти. Именно поэтому и существует такая пропасть между декларациями о приоритете образования и реальными делами, демонстрирующими полное пренебрежение интересами отрасли.
В свою очередь и правительство одной рукой визирует официальные документы, провозглашающие развитие образования как задачу номер один, другой – планомерно проводит в жизнь политику по отмене налоговых льгот для школ и вузов. Следует признать, что ситуация в кабинете министров и Госдуме неоднозначна. Вице-премьер российского правительства по социальным вопросам Валентина Матвиенко настойчиво выступает за сохранение налоговых льгот – так же, как большинство представителей КПРФ, “Яблока”, “Регионов России”, аграриев, ОВР и столь же пестрого по своему политическому составу общественного движения РОСРО – Российского общественного совета развития образования.
Но когда доходит дело до голосования, то перевешивают голоса мощного “Единства”, проводящего в жизнь “пожелания” властей. По свидетельству экспертов, отмена налоговых льгот для социальной сферы чревата огромными убытками не только для школ, больниц, театров, но и для самого государства, в ответ на действия которого бюджетные учреждения, как и в случае с казначейством, постараются “увести в тень” максимум заработанных ими средств.
При этом число “хозяйствующих субъектов” если даже и не уменьшится, то уж точно не приумножится. А те храбрые солдаты, которые все же останутся на поле боя, выстоят не благодаря, а вопреки действиям правительства – действиям, столь не похожим на правильные и очень важные слова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru