Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

МУЖСКАЯ ШКОЛА 
 

Часто ли мы видим в своих учениках мальчиков и девочек? Или спохватываемся только после очередной драки? Может быть, таким странным способом дети пытаются объяснить нам, что образование мальчиков и образование девочек – совершенно разные.
Оказывается, можно относиться к этому совершенно серьезно и строить особую систему воспитания, которая продержалась уже почти триста лет. Именно столько существуют в России военные училища для мальчиков – кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Мальчишкам нужна мальчишеская жизнь, полная опасностей, сияющего блеска оружия, запаха моря, приключений и дальних походов.
Но самое главное в другом – в возмужании юношей. Жизнь кадетов устроена так, что романтический настрой постепенно уступает место чувству значимости выполняемого дела, ответственности, причем не только за себя, но и (что особенно важно для кадетского воспитания) за товарищей и в конечном итоге чувству причастности к судьбе Родины.
Воспитание мальчишек действительно дело серьезное. Жаль, что мы вспоминаем об этом только 23 февраля.

Константин ДАРКОВ

...Мы почувствовали себя сильными и взрослыми

Из записок бывшего суворовца

С 8 класса начинаются у суворовцев занятия по тактике. Они уже прилично знают автомат Калашникова, разбирают и собирают его с закрытыми глазами секунд за 25. Летом в лагере наблюдают за марш-бросками старших, когда десятиклассники строем бегут с полными вещмешками, оружием и противогазами. Где-то на полпути объявляется химическое нападение и офицер бегает вокруг, размахивая дымовой шашкой, густо чадящей голубоватым дымом. А рота бежит в противогазах, потея от сильнейшей нагрузки. Самые хитрые вынимают резиновый клапан, чтобы дышать легче было.
На десятом километре, когда силы уже на исходе, те, кто посильнее, подхватывают за руки ослабевших товарищей, потому что по последнему пришедшему к финишу определяется выполнение норматива.
Восьмиклассникам нагрузки пока поменьше. Офицер-воспитатель разъясняет положения устава, рассказывает о действиях солдата и командира отделения в наступлении, а потом – в обороне.
Утром выходят на полевые занятия в окопы. Суворовцы поначалу играют в войну, но через несколько занятий все это надоедает из-за отупляющего однообразия, и лишь немногие продолжают резво исполнять команды.
Офицер пытается найти “изюминку”, рассказывает о случаях из своего опыта на войне, вводит дополнительные условия при выполнении упражнений.
И только после выдачи суворовцам настоящих автоматов пробуждается некоторый интерес. А уж после первых стрельб горячо обсуждают результаты, наиболее удачливые с важным видом сообщают о выбитых очках. Определяются лидеры, и это повышает их статус среди товарищей. Офицер старается использовать появление интереса, и на тактике возрастает нагрузка, мальчишки по многу раз бегут в атаку, изображая наступление. Так постепенно большинство вовлекается в военную профессию.
А в 11 классе бывают и очень сложные учения. В 1963 году в середине марта стояли сильные морозы. Нас, выпускников, вывезли на тактические учения в район Бобочино. Были на этих учениях и солдаты-срочники. Прошли маршем километров 30. Лыжи как бревна, крепления к сапогам из ремней, но наши фронтовики научили нас вместо ремня делать кольцо из старой автокамеры для грузовика шириной сантиметра 3–4 и, надев его на сапог, зацеплять впереди на металлическое крепление. Это помогало, получалась хорошая замена крепления.
К вечеру выкопали в поле окопы в снегу. Поставили палатки, внутри разожгли печки-буржуйки. К ночи температура упала до минус 35. Солдат из полка с учений сняли, чтобы не замерзли, а суворовцев оставили, чтобы закалялись. Ночью некоторым пришлось дежурить в окопах, имитируя охранение. Никто не замерз. Можно посочувствовать офицерам, проверявшим посты, которые глаз не сомкнули, опасаясь за жизнь своих ребятишек. Замерзшие за время перехода сапоги по совету офицеров отогревали во сне за пазухой, спали в валенках – палатки кое-как согревались печками.
Поутру изображали оборону, когда на окопы прошли танки. Побегали по снегу, отрабатывая атаку. Потрещали холостыми, покидали взрыв-пакеты.
В штабном грузовике с тентом ночью умудрялись согреваться, уперев раскочегаренную паяльную лампу в большой металлический термос. Его круглый бок за ночь чуть не расплавился, но от гари и копоти никто не задохнулся.
Когда утром я подошел согреться к костру, то понял, что оделся легкомысленно: под нательную рубашку не надел майку. Стою пузом к огню, спина мерзнет, повернулся спиной, впереди мороз по коже пробирает.
А когда хотел хлеб отрезать, то справился только топором. Размахнулся по буханке да чуть палец не отхватил, еле успел убрать и отрубил только кусок перчатки. Замерзший ломоть надели на шомпол и разогрели на огне. Тушенка тоже вся замерзла. Согревало только сознание, что завтра будем в Питере.
С собой я взял во фляжке граммов 250 водки, поскольку в эти дни исполнилось мне 18 лет. И не только мне, нас таких трое набралось (Виктор Титов и Леонид Хохлов). Все мы помнили, что “алкоголь увеличивает теплоотдачу организма”. Еле уговорил “близнецов” отметить день рождения стопкой – все-таки совершеннолетие. Все об этом знали, и даже подошедший начальник учебного отдела Захар Захарович Сургов спросил: “Ты что, говорят, водку с собой возишь? Не дашь попробовать?” Налил в крышку от фляжки, попробовал и сплюнул в снег: “Фу, пакость какая!” Он был прав.
После таких учений мы почувствовали себя совсем взрослыми, коли солдат даже сняли из-за мороза.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru