Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Станислав ШАЦКИЙ

К вопросу о педагогике деревни

Уже восемьдесят лет назад особенности воспитательного пространства сельской школы были очевидны. Но научились ли мы их использовать?

Силы природы, способ их использования человеком, организация его труда, инструменты и материалы, которыми он пользуется, общественный строй, которому он подчиняется, образуют сложный комплекс явлений, имеющих прямое отношение к той системе воспитания, которая существует в этой среде. Для педагога важно разобраться в этих основных элементах среды и оценить их педагогическое значение...

Природные факторы воспитания

Можно ли воспитывать при помощи воздуха, пищи, одежды, тепла, света? Можем ли мы констатировать реальное их влияние на детей, можем ли мы, следовательно, изучать их как педагогические факторы и регулировать их действие не только в школе, где мы работаем постоянно, но и в окружающей среде? В школе, само собой разумеется, мы можем не только констатировать целый ряд вредных явлений в связи с плохо организованным режимом, но и управлять целым рядом воспитывающих средств: рациональной вентиляцией, достаточной световой площадью, печами, школьными завтраками, физкультурой и вообще организацией здорового режима...

Экономические факторы воспитания

Вторая серия факторов, с которыми приходится считаться школе, исходит от труда, его видов, хозяйственных форм и их организации. Одна деревенская школа Калужской губернии провела анкету среди своих учеников, желая выяснить, в каких видах труда дети принимают участие. Вот что пишет двенадцатилетний мальчик: “Сапоги чиню, картошку набираю, самовар ставлю, печку затопляю, лошадь запрягаю, поросятам стелю, гнезда курам плету, дрова таскаю, снег со двора скидываю...” Он перечисляет 85 видов работ. И это только по дому. Сюда не входят летние, весенние и осенние работы, в которые деревенские дети втягиваются уже с 5–6 лет.
О чем это говорит? Это говорит о том, что в деревне трудовой метод воспитания не только имеется налицо, но является господствующим, и что школа прежде всего должна дать ответ на целый ряд вопросов: где применяется детский труд, какое значение он имеет для деревни, какой интерес он представляет для детей и прочее. Если школа сумеет найти ответы на эти вопросы, то перед ней встанет вторая задача – организовать детский труд в деревне...
Умение работать во всех доступных ребенку областях так, чтобы эта работа была увязана с хозяйственной жизнью семьи и деревни, накопление личных и коллективных навыков, умение организовывать свою работу и участвовать в общей трудовой организации – вот то дело, осуществления которого следует добиваться школе.
Большая часть задачи могла бы считаться решенной, если бы в деревне для детей можно было найти достаточное количество подходящих дел. При этом приходится все время считаться с тем, что успех в общественном деле (а участие детей в трудовой жизни деревни есть общественное дело) зависит не только от личных способностей руководителей, а и от степени участия в нем самого деревенского общества. Следовательно, для того чтобы школьная организация могла овладеть трудовыми факторами воспитания, необходимы объективные основания в выборе направления видов и форм труда для детей; основания эти школа может найти только в изучении направления и организации хозяйства в данной деревне (районе).

Социально-бытовые факторы воспитания

На деревне свадьба. Известно, какое жадное любопытство проявляется к этому событию, которое длится не день и не два, а чуть ли не целую неделю. Яркие костюмы, разукрашенные телеги и лошади, катание, песни, диалоги, встречи, заставы, пошлины – словом, вся обстановка и масса участников указывают лишь на то, что спектакль, театр, общественный праздник нужны деревне и что для общественной школы организация театра и общественных празднеств является хорошей и благодарной задачей.
Деревня деловым образом подходит к вопросам воспитания и пойдет на многое, если увидит в этом дело. В метод трудового воспитания деревни мы, конечно, должны внести существенные поправки и дополнения. Но мы не можем не признать ценности того обстоятельства, что в основу трудового воспитания в деревне положено понятие о производительном труде. Какие задачи ставит деревня в области трудового воспитания? Ей нужно, чтобы четырнадцатилетний подросток (а бывает, и моложе) мог в случае нужды самостоятельно вести свое хозяйство.
Еще чему деревня может поучить – это способу делового контроля, деловой проверки всего, что ей предлагается. Необходимость поверки реального значения всех тех культурных мер, которые мы предлагаем деревне, входит, как непременное условие, в метод работы школы. Крестьянин недоверчив, он требует честности и простых формулировок, во многих предлагаемых новшествах он видит покушение на свои средства, но практический, трезвый подход им чувствуется сразу... Сложен путь деревенского признания. Нужно иметь много упорства, но и большую долю здравого смысла и практичности, чтобы сделать хорошую школу в деревне.

Из статьи “К вопросу о педагогике деревни” 1924

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru