Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Станислав НИКОЛЬСКИЙ

Школьные приключения в ЮАР

Здесь можно стать настоящим джентльменом или... повиснуть вниз головой

Южно-Африканская Республика – одна из самых любопытных стран на карте мира. Во-первых, чудная погода – средняя температура зимой +18–20, летом – +26–28, почти всегда солнечно и радостно, во-вторых, очень красивый пейзаж, прекрасное сочетание больших современных городов и нетронутой дикой природы, в-третьих, очень высокий уровень жизни белого населения – его опережают только Люксембург и Лихтенштейн. В общем, почти рай. К тому же любому эмигранту здесь предоставляют гражданство ровно через пять лет, поэтому многие русские едут учиться в Южную Африку. Закончил колледж, университет – и ты уже полноправный член белого меньшинства. Осталось только выучить язык африкаанс, на котором разговаривает здешняя элита, и преуспевание тебе гарантировано.
Однако существуют некоторые проблемы. Режим апартеида оставил тяжелое наследство. Черное большинство не только живет значительно хуже белого меньшинства, индийцев и метисов, составляющих средний класс местного общества, но и представляет реальную угрозу стабильности даже при черном же правительстве. В стране бушует СПИД. ВИЧ-инфицированы каждый четвертый молодой человек в возрасте до 35 лет. Недавно правительство даже рассматривало вопрос, стоит ли платить больным студентам стипендии, они-де все равно не доживут до трудоспособного возраста и не сумеют вернуть государству истраченные на них средства. Такая вот почти людоедская логика у южноафриканской власти, да и, вероятно, у любой власти на свете...

Так или иначе, русские все равно с удовольствием едут в ЮАР. Здесь самая большая колония бывших выходцев из СССР – после США и Израиля (около 40000 человек). Есть потомки представителей первой и второй эмиграции, а также самые отчаянные антикоммунисты из числа третьей – те, кого ненависть к советскому режиму завела когда-то в страну победившей расовой дискриминации. Здесь довольно интересное русское общение, и даже русская культура присутствует в том или ином виде – около года назад известный сетевой журнал «Периферия» (periferia.kulichki.net) публиковал специальные подборки русских авторов из Южной Африки. Довольно любопытные тексты, к слову сказать...

Однако в основном русские едут сюда учиться и работать. Образование в Южной Африке на очень хорошем счету, лучшие государственные школы не уступают по качеству аналогичным английским и американским учебным заведениям. Частные же гораздо дешевле, чем в Европе и США, и тоже не хуже...

Учитывая растущие потребности русской диаспоры в национальном образовании, совсем недавно в Претории открылась первая в истории русская этническая школа. Это совместный проект прихода РПЦ и посольства России в ЮАР, ставящий целью дополнить среднее образование, полученное в южноафриканских школах или дома, предметами, помогающими подрастающему поколению выходцев из России сохранить национальную, духовную и культурную идентичность. В настоящее время занятия проводятся по субботам. Среди изучаемых предметов – русский язык и литература, основы православной культуры, русская история и математика. По договоренности с коллективом российской школы в Мозамбике, имеющей полный штат преподавателей и лицензию на выдачу аттестатов о среднем образовании, учащиеся школы в Претории смогут два раза в год сдавать экзамены и затем получать аттестаты зрелости российского образца.

Своя же, собственно южноафриканская, система образования строилась в несколько этапов. В эпоху апартеида была обустроена школа для белых, метисов и индусов. Городская начальная школа для черных влачила жалкое существование. В сельской местности, где жили негры, школ почти не было.
С конца 80-х годов, когда был взят курс на свертывание расовых ограничений, оказались разрушены сегрегационные перегородки. Однако проблемы в сфере обучения черного большинства до сих пор достаточно серьезны. Как недавно признал министр образования ЮАР Кадер Асмал, 13% мужчин и 15% женщин вообще не умеют ни читать, ни писать. Знаний еще 20% хватает только на то, чтобы поставить свою подпись печатными буквами и прочитать ценники в магазинах. В стране насчитывается 13 млн взрослых людей (при 46-миллионном населении), не получивших даже начального образования.
Однако согласно Биллю о правах, принятому в начале 90-х годов и ставшему основой конституции ЮАР, каждый ребенок имеет право на бесплатное государственное школьное обучение. Не допускается дискриминация учеников по расовому, религиозному или этническому признакам. Доступность школьного образования для африканцев способствует повышению их грамотности. Все большее число африканцев поступают в средние и высшие учебные заведения.

Переход от школы для белых и школы для цветных к единой образовательной системе дался стране нелегко. Однако власти постарались – и именно это обеспечило сохранение уровня местной образовательной системы, – чтобы этот переход не осуществлялся за счет старых сильных школ, чтобы они сохранили свой статус и свои достоинства. В итоге демократизация, что крайне редко бывает, не привела к снижению культурного уровня.
К началу XXI века на юге Африки сложилась трехступенчатая система образования. Первая ступень – дошкольные учреждения (около 200 тыс. воспитанников). Вторая – начальная школа. В первый класс поступают дети с шести лет, здесь они обучаются 7 лет. Третья ступень – средняя школа с пятилетним сроком обучения. Срок пребывания в средней школе составляет 5 лет.
Обязательным считается десятилетнее образование, то есть обучение в начальной и неполной средней школе.
Помимо государственной в стране действует и развитая система частных школ. Об одном из лучших таких учебных заведений рассказывает Ольга Казанская, побывавшая на юге Африки на рубеже 2000 года:
«St. John’s College расположен в престижном квартале Йоханнесбурга – Parktown. Школа основана выходцем из Шотландии Гербертом Бейкером в 1898 году. Филантроп Бейкер построил настоящий шотландский замок и подарил его городу. Сегодня это одно из красивейших зданий ЮАР. Школа знаменита преподаванием гуманитарных дисциплин. Отличников St. John’s College без экзаменов принимают в Кембридж, Оксфорд или Гарвард. Здесь учатся внук бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы, племянники нынешнего президента этой страны Табо Мбеки, несколько отпрысков, носящих фамилию De Beers, дети президентов Мозамбика, Зимбабве, Мадагаскара и других африканских государств, юные принцы Саудовской Аравии, наследники султанов Брунея, Бахрейна и Катара, а также пять российских школьников. Всего в школе 1200 мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 18 лет.
Любопытно, что последний год в этом учебном заведении посвящен “вхождению во взрослую жизнь” и светским наукам. Мальчикам преподают курс джентльменов, девочкам – курс леди. По желанию школьники изучают иностранные языки, занимаются фотографией, крикетом, гольфом и регби (наиболее популярные виды спорта в ЮАР), историей искусств, музыкой и танцами. Более глубоко штудируют ту дисциплину, которой планируют посвятить свои студенческие годы.
Учебный год в St. John’s College стоит около 30 тысяч рандов ($5000) с питанием и проживанием в boarding house. Разумеется, такая сумма доступна не всем южноафриканцам. Однако все же это значительно дешевле, чем аналогичные и часто куда более слабые учебные заведения вдалеке от Африки».

Очевидно, что у государственных школ и высших учебных заведений в стране совершенно другие проблемы. Одна из них – крайне низкая дисциплина в школах, расположенных в черных районах. Порой учителя вынуждены идти на странные с точки зрения цивилизованного европейца меры, чтобы хоть как-то поддержать порядок и иметь возможность унять хулиганов. Так Филипп Мейнард, директор одной из школ в Кейптауне, придумал оригинальный способ поддержания хорошей дисциплины: непослушных учеников здесь подвешивают вниз головой. Метод воспитания оказался чрезвычайно эффективным: дети стали паиньками, и никаких конфликтов на расовой почве.

Однако куда более серьезной проблемой становится СПИД. Исследование, сделанное в конце прошлого года по заказу министерства образования, свидетельствует, что эта пока неизлечимая болезнь оказывает самое драматическое влияние на школьное строительство в стране. Так, в населенной преимущественно зулусами области Квазулу-Натал ВИЧ-положительная реакция обнаружена у каждого пятого преподавателя. А по всей стране инфицирован каждый четвертый человек молодого возраста. Основная рекомендация, которую делают авторы исследования, – привлекать в образование как можно больше пожилых людей на места, освобождающиеся из-за смерти или болезни молодых преподавателей. По мнению ежедневной газеты “Star”, СПИД будет основной причиной смертности среди работников образования в ЮАР в 2002–2003 годах.

В этом контексте особенно интересно, что среди людей старшего возраста, которых привлекают на юге Африки к работе в государственной школе, есть и русские учителя. Пятидесятипятилетний Анатолий Елисеев, бывший москвич, рассказывает о своих южноафриканских приключениях: «Я приехал в ЮАР в 1991 году преподавать в вузе. До сих пор ни минуты не жалею о том, что остался здесь. Я кандидат экономических наук. Здесь подтвердил свою ученую степень. Сейчас у меня южноафриканское гражданство. Работаю в государственной школе. Заработная плата – около $1000 в месяц. По южноафриканским меркам это неплохо, ведь здесь очень дешевая потребительская корзина. Плюс я даю частные уроки по математике и географии. О лучшей карьере я и мечтать не мог. ЮАР – прекрасная страна. Социально защищенная. Поскольку ЮАР – эмигрантское государство, отношение к иностранцам очень доброжелательное. Здесь легко жить, нет расизма. Страна не испорчена цивилизацией. Отъехал на 50 км от города – и попадаешь в дикую саванну или буш, в окружение страусов, слонов, жирафов. Фантастика».

В общем, как сказал некогда знаменитый художник, «и всюду жизнь». Но жизнь на юге Африки интересна для нас хотя бы потому, что эта страна открыта для наших соотечественников, туда всегда можно поехать, поработать, просто испытать себя, и, с другой стороны, она полна разнообразных многослойных проблем, там нет урегулированного быта, история вопреки мнению американского политолога Фрэнсиса Фукуямы еще не кончилась, и это совсем другой, во многом совершенно неизвестный нам мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru