Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Светлана ПОПОВА

Ты имеешь право...

Так думать, так чувствовать, так говорить.
Но и у меня есть кое-какие права.
Попробуем во всем этом разобраться

Вот так порой скажешь: “Я как мать обязана бдеть, воспитание осуществлять, дневник отслеживать, телевизор отменять!” А в ответ: “А где это написано?” И стала Попова искать, где правильности могут быть учтены и запротоколированы.

Итак, Семейный кодекс Российской Федерации. Чтение интересное, в чем-то очень поучительное. Прописывающее, так сказать, последовательность поступков с точки зрения закона при различных недоразумениях. Тут есть статьи “Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей” и “Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой”. Кстати, ребенком признается даже очень рослое и самостоятельное “лицо, не достигшее восемнадцати лет”. И до той поры “имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно”.
А вот очень интересно – имущественные права ребенка: “Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар”. Не фырчите, если передарен друзьям презентованный бабушкой магнитофон, закон не дремлет. Хорошо, что наши дети мало читают, тем более кодексы, а то бы отдавали ботинки и менялись куртками. К счастью, “ребенок не имеет права собственности на имущество родителей” (требуйте заблудившиеся книги и кассеты обратно!). Зато можно “владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию” (кто раньше встал – того и тапки).
...Вот, взялась говорить о том, чего фактически нет. Все настолько условно, эфемерно и в таком виде и существует. Ведь помимо прав законодательных, территориально-воспитательных, защитительно-образовательных есть еще некие виртуальные реалии. Ребенок может отказаться от нелюбимого блюда за обедом, работающая дома мама способна просить три часа абсолютной тишины, учитель вправе ожидать дисциплины на занятиях. И когда школьник требует, например, подтвердить документально, зачем его укладывают спать в десять вечера, а не в четыре утра, мама ведет его к детскому врачу, который и читает проповедь о режиме. А вот как быть со всеми остальными возникающими вопросами?
Ничего конкретного не дает и Конвенция ООН о правах ребенка. Общеизвестные постулаты о праве на жизнь, на свободное выражение взглядов, поиск и получение информации, на свободу мысли, совести и религии…

Но вот наконец – радость! – попадает мне приложение к нашей газете “Школьный психолог”. Вцепилась в номер, как черт в грешную душу. Читателям предложен “Билль о правах личности” (Центра социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”). Итак...
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
– иногда ставить себя на первое место,
– просить о помощи и эмоциональной поддержке,
– протестовать против несправедливого обращения или критики,
– иметь свое собственное мнение или убеждения,
– совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь,
– предоставлять людям право самим решать свои проблемы,
– говорить: “Спасибо, нет”, “Извините, нет”,
– не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным,
– побыть одному, даже если другим хочется вашего общества,
– иметь свои собственные какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие,
– менять свои решения или изменять образ действий,
– добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
– быть безупречным на 100 %,
– следовать за всеми,
– делать приятное неприятным вам людям,
– любить людей, приносящих вам вред,
– извиняться за то, что вы были самим собой,
– выбиваться из сил ради других,
– чувствовать себя виноватым за свои желания,
– мириться с неприятной вам ситуацией,
– жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было,
– сохранять отношения, ставшие оскорбительными,
– делать больше, чем вам позволяет время,
– делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать,
– выполнять неразумные требования,
– отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется,
– нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения,
– отказаться от своего “я” ради чего бы то ни было и кого бы то ни было.

В предложенном тексте есть немало мудрого и полезного. Мыслящие дети, случается, озадачивают родителей вопросами, как научиться говорить “нет”, как быть самостоятельным и не поддаваться влиянию. Если еще учесть, что о своих правах, не законодательных и официальных, а, как бы сказать, ментальных, ребенку больше прочесть и негде. Можно было бы рекомендовать родителю, педагогу разобрать с ребенком вместе “Билль...” поэтапно, по предложению. Обратите внимание, что “Билль...” не о правах ребенка, а о правах Личности. Взрослому тоже годится. Возможно, прочтение “Билля...” поможет кому-нибудь пересмотреть свои позиции и более грамотно выстраивать отношения с домашними, с коллегами по работе, с детьми. “Вы никогда не обязаны выбиваться из сил ради других”, а?
...То ли мы воспитаны как-то иначе, но что-то здесь не то. То есть я охотно подпишусь под каждым абзацем в отдельности, но все вместе – печаль! Неприятненькая такая картинка получается: некое существо, которое делает, что хочет, и не делает, что не хочет. Дети печатное слово иногда воспринимают буквально. А “Билль...” можно встретить в виде плаката на стене в психологической консультации. Вот и имейте результат: я хочу есть, глядя в телевизор, и отказываться от своего “я” на стану “ради чего бы то ни было и кого бы то ни было”. Так-то, мама, так-то, папа, а также бабушка. Так что же это, разумные права личности или настольные правила эгоиста?
А если использовать практически “Билль о правах личности” вместе с составленным Марком Сартаном дополнением, получается совсем другая ситуация.
Дополнение.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО:
– нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – или то, или другое,
– мнение, отличное от вашего, может быть верным,
– никто не обязан вести себя так, как того хочется вам,
– неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого,
– совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок,
– ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения,
– окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место,
– никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.

Еще хотелось бы сказать от себя лично. “Вы имеете право… побыть одному, даже если другим хочется вашего общества”. Да уступите вы им, не убудет вас, пусть пообщаются! “Вы никогда не обязаны делать приятное неприятным вам людям”. Да сделайте, поверьте, будет здорово: и вам нетрудно, и людям хорошо. “Вы никогда не обязаны выбиваться из сил ради других”. Но что делать, если именно это и нравится?!
Пусть будем мы идеалисты, максималисты и экстремисты. И золотая середина так и остается в золоте и в середине. Просто делайте то, что делаете с радостью, и попробуйте, чтобы и другим ее досталось.
Зинаида Виноградова, медицинский психолог, работающая в психиатрической больнице и в детском садике, говорит, что, начиная с самого раннего возраста, родитель ограничивает желания ребенка, ставит жесткие рамки, вгоняет человечка в норму. И то, что происходит давление родителя, давление школы, правильно. Без подчинения не обойтись. Иерархия запретов должна быть сформулирована. Дернуть за косичку можно, а поджечь школу нельзя. Мы стремимся адаптировать ребенка к социальной среде. Самостоятельность ребенка не может переходить в бесконтрольность. Внимание родителей должно всегда ощущаться даже спокойными детьми, особенно мальчиками. Таковы особенности времени и страны. Весь вопрос в том, что родители частенько не знают меры, в отслеживании и контроле перегибают палку.
Мой ребенок возмущается, что ущемлен в праве смотреть круглосуточно телевизор, одновременно играя на компьютере и слушая саунд-трек к фильму “Мулен Руж” на полную громкость. А также несчастное дитя насильно укладывают спать по ночам. Прошу заметить, что ребенку не пять лет и даже не десять. Четырнадцать.

Есть такая пьеса-притча у Мориса Метерлинка – “Синяя птица”. Ее ошибочно считают детской сказкой, но это совершенно взрослая, ассоциативная насквозь вещь. На сцене детского театра ее даже невозможно поставить целиком. Так вот, герои попадают в Сады Земных Блаженств. Детям встречается самое тучное из блаженств, Блаженство Быть Богатым. А также Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утоленного Тщеславия. “Вот Блаженство Ничего Не Знать – оно глухо, как стена, и Блаженство Ничего Не Понимать – оно слепо, как крот. Вот Блаженство Ничего Не Делать и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно, – руки у них, как хлебный мякиш, а глаза, как желе из персиков”. И все бы было на земле очень печально, если б не умение видеть подлинную сущность вещей. Душа Света помогает детям открыть истинные наслаждения: Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Бегать По Росе Босиком, Блаженство Твоего Дома. А еще есть Великие Радости: Радость Быть Добрым, Радость Завершенного Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Созерцать Прекрасное.
У каждого человека есть право на блаженство и право на радость. Выбери свое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru