РАССЛЕДОВАНИЕ “ПС”
Сергей ЛЕБЕДЕВ,
Дмитрий РАСТИМЕШИН
Учитель в России – величина
неизвестная
Его права и обязанности определяются
недействующим нормативным документом
В начале декабря мы получили такое
письмо:
Дорогая редакция, здравствуйте. Помогите,
пожалуйста, разобраться: как может быть, что я и
моя подруга, хотя заканчивали один вуз, обе
работаем учителями, имеем одинаковый стаж,
получаем зарплату по разным разрядам? Мне
говорят, что у меня 10-й разряд, и это правильно. А
ей – что у нее 9-й, и это тоже правильно.
Хотя она трудится в соседней области, никаких
региональных надбавок нет и школы наши относятся
к одной группе оплаты труда. Но ее уверяют (она
получает меньше ), что все в порядке. И меня
уверяют…
Казалось бы, это случай для обычной
юридической консультации. Но на самом деле
проблема, затронутая в письме, оказалась гораздо
серьезнее, чем нам представлялось вначале.
Судите сами.
В Законе «Об образовании» учительская зарплата
приравнена к средней по промышленности. Действие
этой статьи приостановлено федеральным законом
о бюджете РФ на нынешний год, так делалось и
раньше. А в отсутствие особых отраслевых норм
оплаты труда бюджетников для них автоматически
вводится Единая тарифная сетка (ЕТС).
Несмотря на то что закон о бюджете нарушает
Конституцию РФ, мы уже не раз писали об этом,
ссылаясь на статью 55, п.2, где сказано: «В
Российской Федерации не должны издаваться
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина», учителя по-прежнему
получают зарплату по ЕТС.
Итак, о ЕТС. Ее первый разряд назначается
федеральным законом, разрядные коэффициенты –
постановлением правительства. Ведомство
определяет диапазоны разрядов и соответствующие
им наименования должностей. Например, учитель:
диапазон разрядов – от 7-го до 14-го включительно.
В денежном исчислении – от 830 до 1510 рублей.
Однако зарплаты «от и до» никто не получает.
Выплата ее должна производиться по КЗоТу, а
начисление – согласно ведомственным документам.
Ими устанавливается, что на основании
определенных уровня образования и стажа работы
учителю может быть присвоен соответствующий
разряд и начислена определенная заработная
плата.
В нашем случае этот ведомственный документ
называется «Тарифно-квалификационные
характеристики» (ТКХ). Из него следует, что если у
разных учителей образование и стаж одинаковые,
то разряд ЕТС и зарплата тоже должны быть
одинаковые.
Но тогда почему же авторов письма в редакцию
уверяют в обратном?
С просьбой помочь разобраться мы обратились в
правовое управление Министерства образования.
Изложили ситуацию. «Такого не может быть!» –
сказали нам и повесили трубку.
Но мы были настойчивы, правда, к пониманию
проблемы это не приблизило, скорее наоборот...
«Да, такая ситуация вполне реальна, – неожиданно
ответили юристы министерства в очередном
разговоре. – Ведь «Тарифно-квалификационные
характеристики» не зарегистрированы. Хотя,
впрочем, они и не нуждаются в регистрации...
Ситуация запуталась окончательно.
И мы решили направить запрос в Министерство
юстиции: нужно ли регистрировать характеристики?
И если да, то прошли ли они регистрацию?
Ответ Министерства юстиции приводим полностью:
На Ваш запрос о регистрации некоторых
приказов Министерства образования Российской
Федерации и Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию
сообщаем следующее.
Министерством юстиции Российской Федерации
отказано в государственной регистрации
совместного приказа Минобразования России и
Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 «Об
утверждении тарифно-квалификационных
характеристик по должностям работников
учреждений образования к группам по оплате труда
руководителей» как противоречащего
законодательству (письмо от 31.05.2000 № 4259-ЭР).
В связи с письмом Минюста России приказом
Минобразования России от 28.09.200 № 2797 отменен
приказ Минобразования России и Госкомвуза
России от 31.08.1995 № 463/1268 «Об утверждении
тарифно-квалификационных характеристик по
должностям работников учреждений образования к
группам по оплате труда руководителей» и приказ
Минобразования России и Госкомвуза России от
14.12.1995 № 622/1646 «Об утверждении рекомендаций по
определению уровня квалификации педагогических
и руководящих работников, требований к
квалификации этих работников при присвоении им
квалификационных категорий и внесения изменений
в приказ Минобразования России и Госкомвуза
России от 31.08.1995 № 463/1268».
Письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации и Центрального
комитета профсоюза работников народного
образования от 22.04.1997 № 23/146 и постановление
Министерства труда Российской Федерации от
01.02.1995 № 8 «Единая тарифная сетка и
тарифно-квалификационные характеристики по
должностям работников культуры Российской
Федерации» на государственную регистрацию в
Минюст России не представлялись.
Руководитель Департамента
регистрации и контроля
за ведомственными нормативными актами,
государственный советник
юстиции 2 класса
Что же следует из этого документа?
Если бы наша читательница обратилась не в газету,
а в суд, ей бы отказали в иске. Ведь на данный
момент вообще нет законных оснований начислять
ей зарплату. Хоть по 9-му разряду, хоть по 10-му.
Потому что начисление, как мы помним,
производится на основании
«Тарифно-квалификационных характеристик». Но
поскольку в их регистрации отказано, то
документа этого в правовом смысле не существует
и в суде на него ссылаться нельзя. Суд просто не
примет к рассмотрению такое дело.
Тем не менее «Тарифно-квалификационные
характеристики» продолжают применяться на
практике. Министерство, зная, что это применение
незаконно, публикует в сборнике нормативных
актов по аттестации учителей и
«Тарифно-квалификационные характеристики» со
стыдливой сноской на письмо Министерства
юстиции. Как расценить эту позицию ведомства?
Может быть, это и есть настоящее отношение
министерства к учителям, о повышении статуса
которых оно так печется?
Но этим дело не ограничивается. Бог с ним, со
статусом. А собственно учитель – это кто?
Оказывается, и на этот вопрос должны дать ответ
«Тарифно-квалификационные характеристики»:
осуществляешь обучение и воспитание учащихся с
учетом специфики преподаваемого предмета?
Соблюдаешь права и свободы обучающихся,
содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,
Конвенции о правах ребенка? Обеспечиваешь охрану
жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса? Имеешь
соответствующее образование? Тогда ты – учитель.
Но «Тарифно-квалификационные характеристики» не
действуют...
Можно детальнейшим образом прописать порядок
аттестации на должность учителя. И когда человек
выполнит контрольные задания, напишет реферат,
соберет справки – заявить ему: теперь ты – ... кто?
Пока ТКХ не зарегистрированы, учитель – величина
неизвестная.
…Если спросить, кто такой учитель, каждый
ответит по-своему. Это призвание, скажут одни.
Нет, это долг, возразят другие. Труд и любовь к
своей профессии, ответят третьи. Но невозможно
было представить, что учитель может оказаться
никем. В самом простом, обыденном смысле...
По закону Министерство образования обязано
согласовывать «Тарифно-квалификационные
характеристики» с профсоюзом. А профсоюз – бить
в набат, если они не приняты.
…Ведомство подписывает с профсоюзом
производное от названного документа Тарифное
соглашение и долго спорит о порядке аттестации
педагогических работников. Вопрос, на кого их
собираются аттестовывать, не поднимается.
Целая отрасль живет фактически вне закона. И
никакими постановлениями на местах проблемы не
решить – все эти вопросы находятся в
исключительной компетенции Российской
Федерации в лице органов власти и органов
управления образованием (согласно статьям 28, 30
Закона «Об образовании»). И пока указанные органы
не озаботятся зарегистрировать
«Тарифно-квалификационные характеристики»,
учителя не будут занимать никаких должностей, не
будут нести никакой ответственности, зарплата им
будет начисляться по чиновному волению, а
проработанные годы – включаться в трудовой стаж
не по закону. Просто так, в качестве уступки.
Ведь власть любит своих учителей. Без всяких
правовых формальностей...
Продолжение
темы читайте в газете "Библиотека в школе" N
4/2002 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|