Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Своенравный критик

Одним из колоритнейших нижегородцев был в девятнадцатом столетии Александр Дмитриевич Улыбышев, известный, между прочим, музыкальный критик. И, разумеется, одним из самых популярных зданий города считался его дом на улице Большой Покровке.

Улыбышев был человек с мировым именем. Он выпустил книгу о Моцарте. Выпустил в Лейпциге и на французском языке. Когда у него спрашивали, почему же не на русском, отвечал:
– На русском языке мой труд будет доступен дай Бог нескольким десяткам человек. А на французском его прочитает вся Европа.
А вот причины, по которым Александр Дмитриевич взялся за свое исследование, довольно странные. Якобы отец его неоднократно упрекал:
– Что ты никогда ничего не напишешь? Следует тебе написать какую-нибудь книгу.
Примерный сын всего лишь исполнял завет отца.
Улыбышев был оригиналом практически во всем. Притом застенчивость была ему не свойственна ни в коей мере. Еще в юности, столкнувшись на экзамене с одним весьма дотошным, недоброжелательным экзаменатором, он на вопрос о том, какие в нашем государстве водятся животные, ответил:
– Лошади, коровы, бараны, козлы, ослы, професс… ах, извините, господин профессор!
Утро Улыбышева начиналось с разговоров с горничной Наташей. При этом Александр Дмитриевич не отдавал почти что никаких распоряжений. Он вместо этого в подробностях рассказывал Наташе, как провел весь предыдущий день. Так ему было легче настроиться на день грядущий.
Первая половина дня обычно проходила в кабинете. К гостям, наносящим визиты, он, как правило, не выходил. Лишь изредка, когда совсем было не отвертеться, появлялся перед ними, будучи задрапированным в синий халат. Зато перед обедом он и в дождь, и в снег шел на прогулку по Большой Покровке – чтобы встретить там кого-нибудь из многочисленных своих знакомых и затащить к себе к обеду. При этом на столе обычно появлялись многочисленные вина и настойки, и хозяин весьма усердно спаивал своих гостей.
Но наибольшей популярностью пользовались в Нижнем Новгороде улыбышевские музыкальные, так называемые квартетные вечера. При этом сам Улыбышев играл первую скрипку, а рояль, виолончель и альт обычно доставались другим нижегородским музыкантам. Впрочем, иной раз приглашались гастролирующие в городе знаменитости – обширные знакомства Александра Дмитриевича распространялись на Москву и Петербург.
Неудивительно, что был Улыбышев завсегдатаем нижегородского театра. Там он опять же не стеснялся своей самобытности. Нижегородский историк Гациский о том вспоминал: “Обращал на себя внимание пожилой, румяный толстяк, с седыми редкими баками и клочком таких же волос под подбородком, в золотых очках, большею частью в летних светлых панталонах и в серой, на вате, с бобровым воротником, шинели. Толстяк этот – Александр Дмитриевич Улыбышев – всегда сидел в первом ряду кресел, на первом с правой стороны от входа, и ужасно кипятился как при поднятом, так и при опущенном занавесе. Свои суждения о пьесах, об игре актеров он произносил не стесняясь, громко, на весь театр, не только в антрактах, но и во время хода пьесы, покрикивая: “браво, отлично, молодец!” или: “скверно”, а иногда даже просто: “экой болван!”.
Однако зрители не возмущались поведением этого толстяка. Наоборот, прислушивались и старались реагировать так же, как и Улыбышев – сценическому вкусу этого оригинала доверял весь город.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru