Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА
 

Владимир КАГАНСКИЙ,
кандидат географических наук

Особая точка

Арзамас-16 – город, существующий вокруг и ради атомной бомбы. Созданный государственной мифологией страны – осажденной крепости, он сам стал фантомом. Его населяют люди, которые не хотят и не могут поверить, что обществу больше не нужна их Бомба

Арзамас-16 существовал в несоразмерном масштабе: ресурсы черпал с территории всего СССР, продукт производил для воздействия на весь лик Земли, где живут потенциальные жертвы. Это точка невероятной концентрации богатств, овеществленных в сложнейшем техническом комплексе, производящем продукцию, круг потребителей которой сверхограничен, зависимость от конкретного потребителя всеобъемлюща. Это точка, чью катастрофу можно будет видеть и с других солнечных систем...
Выражение “культ секретности” здесь не метафора, а точный термин. Секретно все атомное; секретность есть ипостась атомного культа. Секретность обеспечивает укрытость от врагов (слово вполне в ходу) и недоступность профанам. От первых тайны Арзамаса-16 защищали чекисты, от вторых – физики. Элита советских интеллектуалов срослась с чекистами, разделив способы добывания и сохранения истины.
Сообщество Города состоит из хорошо узкообразованных, квалифицированных, деятельных, решительных, рационально-прагматичных людей. Дисциплина, долг, жертвенность, бдительность, полная регламентация поведения, игнорирование опасности – осознанная необходимость. Сведения о существовании наук, равноправных с физикой и математикой, но заведомо иных, до Города еще не дошли. К естественной непроизвольности, спонтанности, непрограммируемому развитию здесь относятся с неодобрением и подозрением.
Для сообщества по-прежнему, как ни странно, нет сомнений в том, что Арзамас-16 является центром и гарантом существования мировой науки и культуры. Как и сомнений в том, что страна жизненно нуждается в ядерном оружии и существует исключительно потому, что такое оружие есть. Цитата: “Нам совершенствовать изделия (на местном диалекте – бомбу) нужно для вашей жизни и развития”.
Только раз на десятый я понял, что расхожее выражение вернувшегося в зону человека: “...ну, въехал я в Зону – дышу свободно” – не шутка, а вздох удовлетворения существа, вернувшегося в свой обжитой безопасный нормальный мир из мира дикого, опасного и странного (действительно, в Городе невелика мелкая бытовая преступность).
Мир Арзамаса-16 устроен удивительно просто (это не значит, что в нем легко жить); в центре – Объект, мера сопричастности которому определяет ценность человека. Мир Дела огражден от стихийного мира Границей, не пускающей враждебные силы в таинство спасения Страны и Мира, осуществляемое специально подготовленными скромными работниками.. Проволока Зоны разделяет не соседние территории, а ценностно различные пространства – сакральное и профанное. Пространство Арзамаса-16 ограждено от неразумного мира, который оно спасает и защищает; внешний мир обеспечивает потребности Арзамаса-16.
Не страшащиеся ядерной опасности, жители очень встревожены и напуганы возможным сокращением несвободы. Отмена режима кажется им началом конца света, который неизбежно последует за снятием колючей проволоки. Рациональных аргументов страху утраты Зоны не находится, ведь сам Объект – зона в зоне – абсолютно неприступен.
Арзамас-16 переживает сегодня непривычно неопределенное и уже тем трудное время. Лица, принимающие решения, вполголоса говорят о шоке; физики растеряны; атомное лобби работает не покладая рук в поиске новой властно-идеологической крыши. Переходное время. Кризис.
Адаптация к жизни не началась, реальность не принимается. Конец СССР не принят как факт, его неизбежное следствие – невозможность гонки вооружений – не осознано.
Но иллюзии чреваты срывом в безумие.
Ведь любое скопление искусственного опасно. Концентрация опасных веществ и технологий в руках оторванных от реальности интеллектуалов опаснее стократ. Опасность утечки ядерных материалов и технологий известна; вряд ли она главная. Сообщество Города само есть источник опасности – прежде всего вследствие его силы и статуса, организованной активности, нарастающей дезориентированности. Приспосабливающиеся к реальности жители становятся огородниками, торговцами, бизнесменами, многие уезжают. Все большую роль в сообществе играют отвергнувшие реальность.
Для сообщества кризис Арзамаса-16 предстает вселенской катастрофой. А сообщество привыкло жить вблизи катастрофы, упрощать действительность, рисковать.
Арзамас-16 порожден государством; оно в ответе за него перед нами и городом. Арзамас-16 сам не станет обычным местом, не превратится в обычный город. Он пребывает в гордыне, ностальгии, надежде на реставрацию; не извлекает уроков, не ищет смысла, не раскаивается. Он может стать по-новому опасным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru