Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

Александр АДАМСКИЙ

Осторожно: ведомственная механика!

Она годится только для мертвых схем и абсолютно противопоказана при решении конкретных задач

Очередной заботой президента В. Путина и правительства о своем народе становится патриотическое воспитание.
На информационных лентах по теме «Образование» в последнее время чередуются два рода сообщений: возобновившиеся задержки с выплатой заработной платы и снятие почти всех надбавок учителям в связи с тем, что не хватает средств повысить основные ставки, и активность чиновников по линии патриотического воспитания.

Мама, не горюй!

…Здесь, наверное, надо сделать важную оговорку. Она касается характера распределения ресурсов в системе образования. У нас по-прежнему сохраняется практика сугубо ведомственного, бюрократического распределения любых государственных ресурсов в области образования. Это означает, что любое системное действие, любая крупномасштабная акция, или нововведение, или проект могут состояться исключительно по каналам бюрократического решения.
То есть любая проблема имеет шанс разрешиться только в том случае, если приобретет характер административного постановления. А средства для ее решения могут появиться исключительно в случае выделения государством государственным же органам управления средств для искоренения недостатков.
В чем здесь неэффективность, мягко говоря, такого порядка разрешения проблем?
Неэффективность в том, что зачастую действия этой же государственной машины и привели к тому, что возникла та или иная проблема.
Те же чиновники, десять лет выполнявшие свою работу, из-за которой и возникла какая-то нехорошая ситуация, и будут тратить средства на искоренение последствий. Более того, они же и принимают решение относительно размера этих средств.
Сейчас в образовании это наиболее очевидно: и с попыткой перейти на единый экзамен, и с модернизацией содержания образования, и с последним штурмом – беспризорностью.
А поскольку бюрократические способы работы одни и те же и заключаются они в том, чтобы найти объектные (не объективные, а объектные) показатели эффективности, то предсказуемы и результат, и сам метод исправления недостатков. Провести ряд мероприятий, согласовать усилия различных ведомств, ужесточить контроль над населением, усилить ответственность граждан. Там, где дается вольная бюрократическим усилиям, и возникает эта цепочка: мероприятия, межведомственная координация, контроль и ответственность.
Между собой чиновники называют такую схему «Мама, не горюй». Мероприятия по плану, план согласно перечню мероприятий, смета согласно нормативам, а выделение средств согласно смете. И все: мама, не горюй! Потому что в таком случае отчитаться очень просто: план. Перечень, смета – все утверждено и согласовано. Вопросы есть?
Иногда, в последнее время довольно часто, мне приходится вести очную дискуссию с представителями органов управления перед телекамерами или радиомикрофоном. Надо сказать, что внимание средств массовой информации к образованию сейчас усилилось. И «Маяк», и «Эхо Москвы», и «Пресс-клуб» авторского телевидения, и другие передачи часто и охотно приглашают для дискуссий по образовательной политике. И, как правило, представителей разных точек зрения.
Сценарий всегда похож: чиновник рассказывает, какие мероприятия проведены, а его оппонент пытается доказать, что важны не мероприятия, а инициатива граждан или профессионального сообщества.
– Но с нас-то какой спрос? – удивляется обычно чиновник. – Нам указание дали? Мы его выполнили? Все, спасибо за внимание.
И действительно – какие претензии?
А претензия одна: серьезные системные проблемы административными способами не решаются. И потому, пока не разделены функции выделения средств и функции действительного решения проблем, до этого момента и деньги – на ветер, и серьезные проблемы не будут решаться.
В самом деле, не выпускает же Министерство печати газеты и журналы? И даже не корректирует их напрямую. А если корректирует, то все мы видим, что из этого получается.
И Министерство культуры не занимается постановкой фильмов и спектаклей и даже не руководит написанием пьес и сценариев.
То есть орган управления не занимается непосредственно той работой, для которой он, этот орган, должен создавать условия и добывать ресурсы.
Ведомство может и должно найти, выбрать на конкурсной основе эффективных разработчиков и исполнителей проекта, направленного на решение той или иной проблемы. Кстати говоря, когда власть сталкивается с действительно жизненно важной для нее проблемой, она именно так и делает. Например, когда приходит время выборов, или возникает серьезная научная проблема, или когда распределяется заем Мирового банка. Ни одного предельно серьезного дела ведомствам, как правило, не поручается. Им поручается найти тех, кто может с этим делом справиться.

Где живет патриотизм

Поэтому когда речь идет о таком наиважнейшем деле, как патриотизм, то, перефразируя великого полководца, можно сказать: это слишком сложное дело, чтобы поручать его чиновникам. Но без бюрократического решения нельзя выделить ресурс, а для этого необходимо постановление о важности этой проблемы, требующей для своего разрешения больших средств. Именно для этого нужны постановления. А вовсе не для того, чтобы определять пути решения этой проблемы.
…Когда священнослужители активно борются за введение в школе обязательного изучения религии– атеисты тихо радуются. Потому что нет надежнее средства отвратить детей от религии, чем заставить их изучать Закон Божий.
Так же и с патриотизмом.
Манипулируя общественным мнением, радикал-государственники и ура-патриоты призывают к простым и очевидным мероприятиям и противников этих мероприятий объявляют врагами патриотического воспитания.
Поэтому мы хотим определенно сказать: патриотическое воспитание в обществе необходимо.
Но патриотическое воспитание, с нашей точки зрения, не состоит в мичуринском привитии ребенку обязательной любви к Родине.
Каждый профессиональный педагог знает: нельзя повторять опыт советского патриотического воспитания, построенного на перечне формальных мероприятий. Прежде всего потому, что учителя сами не верили в то, что они делали.
И сейчас такая же история.
Власти хотят, чтобы учителя, о которых страна пока совсем не заботится, активно вели работу по формированию любви к… Путину и правительству?
Или подростки должны любить милиционеров, которые их избивают, а не защищают от бандитов и насильников? И это, к сожалению, самое частое явление государства подросткам.
Или они должны любить армию, которая их калечит?
Или наши ученики должны любить администрации регионов, которые не обеспечивают школы ни теплом, ни оборудованием?
Когда власть берется за патриотическое воспитание граждан, то она хочет добиться от граждан любви… к себе. Поскольку граждане власть не любят и не доверяют ей, то тут на помощь приходит школа и власть ей поручает сделать так, чтобы граждане, по крайней мере детская часть, патриотически любили власть.
…Есть такая народная поговорка, грубая, но очень точная и справедливая: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Ну не заставляйте вы администраторов заниматься таким тонким и важным делом, как патриотическое воспитание, господа Путин и правительство.
Мы понимаем, что это важно, мы услышали вашу боль и тревогу, вот только надо отделить любовь к власти от любви к Родине. За любовь к власти мы, учителя, не отвечаем. Это уж вы сами как-нибудь постарайтесь понравиться…
А вот своей любовью к Родине мы и без постановлений поделимся с учениками.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru