Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЙ ПОЧЕРК

Алла МИХАЙЛОВА

Клинопись новых декораторов

“Клин” – так названа выставка, что расположилась в залах “Театральной галереи” на Малой Ордынке. Странное название, не так ли? Да и сама выставка была в известном смысле пионерской. Впервые свои работы показывали молодые театральные художники. Отдельно. Причем комиссия по сценографии Союза театральных деятелей РФ предоставила им абсолютную свободу. Единственное ограничение – возраст (до 35 лет).

Хочешь выставляй эскизы к осуществленным постановкам, хочешь – неосуществленные проекты, хочешь – инсталляцию. Впрочем, создание инсталляции было условием участия – ведь театральный художник имеет дело с пространством, поэтому пространственные объекты и были желательны. И еще тексты… После знаменитой выставки “Художники и режиссеры”, где впервые в экспозиции появились тексты современных художников, куратор Анна Колейчук попросила молодых сценографов написать кратко (от одного предложения до 10 строк) о своем отношении к искусству вообще, к театру в частности, сформулировать свое кредо. Эти тексты участвовали в экспозиции, опубликованы в элегантном каталоге. И надо сказать, они очень многое рассказали о своих авторах – об их амбициях, надеждах, иллюзиях. Да просто об их уме, культуре, человеческой глубине. И об их представлении о Театре.
Впервые молодые сценографы выставились отдельно и самостоятельно. Но говорить хочется не о проблемах сценографии как таковой, а о проблемах поколения. И о том, что связывает эти две проблемы, а именно – о профессионализме. Почти все они (их – 30) совсем недавно окончили свои вузы и продемонстрировали очень важную вещь: в России сохранена школа, вернее – школы. В Москве профессии учат крупнейшие и активно работающие театральные художники: М.Курилко в Суриковском институте, С.Бархин в РАТИ, О.Шейнцис – в Школе-студии МХАТа, где художников-технологов по костюму учит Э.Маклакова. Готовят сценографов также в двух вузах С.-Петербурга, в ряде институтов искусств провинции. Похоже, что художников сегодня воспитывают количественно больше и качеством получше, чем режиссеров. С кем же они будут работать в ближайшем будущем?..
Итак – “Клин”. Название организаторами специально не раскрывается, каждый волен вложить в него любые реальные и образные смыслы. Среди них, бесспорно, заостренность: ассоциация с острым и жестким заостренным предметом, который вбивается в некую массу и “расшивает” ее, разламывает или, по крайней мере, образует трещину. (“Под клином плахе некуда деваться: и трещит, да колется”, “Клин клином выбивается” и прочие поговорки.) И еще ассоциация с летящей птичьей стаей (журавлиный клин, например). Но эта симпатичная и красивая выставка ни о расколе традиций, ни о сплоченности стаи не говорит. Большинство ее участников несут (достойно несут) черты тех школ, которые их сформировали, черты традиции. Эти черты будут варьироваться, видоизменяться у сильных художественных натур, но пока сила эта не обнаруживается. Может быть, потому, что слишком мал самостоятельный творческий опыт: около половины участников – совсем “свеженькие” выпускники вузов. Но в этой свежести – своя прелесть и своя надежда.
А пока… Не скрою, ждала от этой выставки каких-то новых, “прорывных” идей. Общим местом сегодняшних критических статей стала констатация того факта, что новых идей в современном театре вообще не наблюдается. Так стоило ли их ждать от этой скромной выставки? Ждала. Молодые все-таки. От кого же и ждать безумных идей, сверхдерзости, как не от них? Увы, не обнаружила. Но посмотрев экспозицию на Малой Ордынке еще и еще, вдруг поняла, что очень рада, не увидев там наглости, которая сегодня весьма часто в соседних искусствах заменяет собой эту самую дерзость. Да и дерзят по-разному. Нахамить родителям – тоже дерзость. А на этой выставке родителям не хамят. Да, ослепительных новых идей нет, но есть хороший профессиональный уровень (спасибо родителям, т.е. учителям), есть остроумные решения драматургии, хорошая работа с пространством, есть красивые листы, изобретательно придуманные макеты, забавные инсталляции. И стремление включиться в театральную игру.
Стоит, например, в центре зала забавное, нелепое и красивое сооружение, которое хочется назвать “круголёт”: искусно обработанные бумажно-картонные диски, нанизанные на горизонтальную ось, бездействующие пропеллеры на раме, у подножия – наброски сюжетов из жизни старинной Москвы. Смешная и явно театральная игрушка. Объект. Немного напоминает объекты Сергея Якунина из крафта и разных помоечных находок. Но это изделие мягче, женственнее, что ли. Сделали его четыре недавние выпускницы Суриковского института А.Артемьева, А.Исмагилова, Е.Острер, Е.Санкина. И что самое интересное: в своих дипломных работах, вошедших в экспозицию, они – типичные “суриковки”, демонстрирующие свое владение живописным мастерством. А в “круголёте” – совсем другие. Это отнюдь не значит, что где-то они неискренни. Вовсе нет! Это значит только одно: в этих девочках еще много чего есть, чему строгий академический учебный процесс не давал выявиться. А вот здесь, когда они остались наедине с собой, оно и начало вылупляться. И дай Бог, чтобы в самостоятельной работе с хорошими режиссерами оно сформировалось и развилось, не забыв при этом суриковских уроков.
Впрочем, участниками “Клина” были не только вчерашние выпускники, но и те, кто за несколько лет самостоятельной работы “сделал себя”, стал узнаваемым. Узнается не только и не столько принадлежность к определенной школе, но и личность. Таковы, например, А.Кондратьев, Е.Шахотько, Е.Мирошниченко. Первый – ученик О.Шейнциса, две другие – ученицы В.Левенталя. Все они вроде бы работают в системе традиционного театра, но оригинальностью сценографических решений, умением вычитывать в пьесе близкие им смыслы, работать с пространством (Кондратьев) и с цветом (Мирошниченко, Шахотько) они ощутимо участвуют в его движении.
А вот А.Колейчук предлагает новые технологии. Она изобрела сетчатые светоотражающие завесы и применила их в своей композиции “Образование формы БытиЯ”, где участвуют графические проекции, звуки, шумы, где на наших глазах осуществляется попытка творения сложного звуко-визуального пространства из первоначальных элементов. Нет, не так уж все безнадежно по части “прорывных” идей…
Самое обнадеживающее на этой выставке – одолевающее тебя желание увидеть в реальном театре некоторые проекты. Очень захотелось, например, узнать, что получилось из мощных эскизов С.Архиповой к пьесе Н.Коляды по пушкинской “Пиковой даме”. Понять, как будет жить на сцене эффектный зеркально-шахматный макет В.Таллерова по произведениям В.Набокова. Во что превратятся в реальности черно-белые наброски С.Литвиновой к “Макбету”. Все эти работы из разряда неосуществленных.
И может быть, права одна из участниц выставки, которая вместо размышлений о сложных материях написала лозунг-требование: “Каждому талантливому художнику – талантливого режиссера!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru