РЕЖИССУРА УРОКА
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Если честно...
В педагогической работе есть какая-то
особенная закономерность: чем сильнее мы хотим
получить результат, тем сильнее мы себя
навешиваем слушающим. Впрочем, все формулировки
и формулы имеют границы применения. А жизнь
вообще не укладывается в какие-либо формулы.
То, что здесь написано, – попытка продолжить
разговор, начатый на одном из наших педсоветов по
проблемам игровой педагогики. Сначала это была
попытка обсудить следующий тезис (который, может
быть, никто и не выдвигал): “Идеальный учитель –
только организатор и вообще ни в чем никогда себя
не навязывает. Противоположность ему –
маленький фюрер”.
Поскольку
учитель не некая безликая аморфная масса, он не
может оставаться “черным ящиком” для своих
учеников, а они – друг для друга и для учителя. А в
силу того что он учитель, у него особая роль.
Значит, у него и ответственность особая. Но и
права тоже. И было бы нечестно пытаться
изобразить, будто это не так.
Согласна, что нельзя ставить целью вылепить из
детей свое подобие. И если замечаешь, что
происходит нечто в этом роде, нужно сделать все,
чтобы не происходило. Но. Для меня есть четкие
рамки, заданные Богом, Его заповедями, которые я
не могу нарушить намеренно. И я должна строить
жизнь детского коллектива так, чтобы в нем эти
заповеди не нарушались. И имею право
использовать все средства, опять же в рамках
Божиих заповедей. Это навешивание себя? – Да.
Честно говоря, навешивание происходит, к
сожалению, всегда. Думаю, учитель обязан очень
четко это отслеживать, “дозировать” и
ограничивать себя. Но “дозу” определяет он сам.
Знаю учителей, которые себя дарят детям. Обычно
такие “подарки” не принимаются. Раз так –
заставлю принять! Вот и происходит очередное
навешивание, причем без осознания того, что оно
происходит. Не знаю ни одного учителя, который
только организует общение учеников по поводу
материала, а сам как личность не проявляется
никак. И, по-моему, хорошо, что таких нет.
Христос таким не был. Он проповедовал людям Слово
Божие. Но ведь Христос – воплощенное Слово.
Пользуясь нашей терминологией, можно сказать,
что Он себя навешивал. Но: “не называйтесь
учителями, ибо один у вас Учитель”. Тот, кто
проповедует Христа, ни в коей мере навешивать
себя не может. Проповедник Слова должен нести
людям именно Слово – не проповедовать ни
церковь, ни конфессию, ни общину, ни свой путь к
Богу, а только вести других к Свету, который ему
уже открылся. И вести так, чтобы люди видели не
его, а Свет. Проповедник – только сеятель, Богом
посланный, не от него, а от Бога зависит, какие
будут всходы. И скорее всего не тот, кто сеял,
будет собирать урожай.
Положение
учителей в школе и похоже на то, и не похоже. Мы
чувствуем себя ответственными за “урожай”,
хотя, честно говоря, только сеем, а урожай будет
еще не скоро, и собирать его не нам. Мы собираем
только скороспелки – результаты контрольных.
Значит, нужно стараться “сеять” только знания
по конкретным предметам, их благополучно
“собирать” и ничего стараться не подмешать к
посадочному материалу? Вроде бы нет. Вот хорошо
бы понимать, что сеешь... И не тянуть росток вверх
за макушку, чтобы скорее увидеть, что взошло. И
быть готовым увидеть хорошее (хотя и совсем не то,
что ожидалось) в том, что взошло, и помочь ему
вырасти. А, может быть, сразу вырвать? Где здесь
мое место? “Сколько” меня может быть во всем
этом?..
А вообще на эти вопросы ответить можно ли?..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|