Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Ольга ЛАПИНА

Если честно...

В педагогической работе есть какая-то особенная закономерность: чем сильнее мы хотим получить результат, тем сильнее мы себя навешиваем слушающим. Впрочем, все формулировки и формулы имеют границы применения. А жизнь вообще не укладывается в какие-либо формулы.
То, что здесь написано, – попытка продолжить разговор, начатый на одном из наших педсоветов по проблемам игровой педагогики. Сначала это была попытка обсудить следующий тезис (который, может быть, никто и не выдвигал): “Идеальный учитель – только организатор и вообще ни в чем никогда себя не навязывает. Противоположность ему – маленький фюрер”.
Поскольку учитель не некая безликая аморфная масса, он не может оставаться “черным ящиком” для своих учеников, а они – друг для друга и для учителя. А в силу того что он учитель, у него особая роль. Значит, у него и ответственность особая. Но и права тоже. И было бы нечестно пытаться изобразить, будто это не так.
Согласна, что нельзя ставить целью вылепить из детей свое подобие. И если замечаешь, что происходит нечто в этом роде, нужно сделать все, чтобы не происходило. Но. Для меня есть четкие рамки, заданные Богом, Его заповедями, которые я не могу нарушить намеренно. И я должна строить жизнь детского коллектива так, чтобы в нем эти заповеди не нарушались. И имею право использовать все средства, опять же в рамках Божиих заповедей. Это навешивание себя? – Да.
Честно говоря, навешивание происходит, к сожалению, всегда. Думаю, учитель обязан очень четко это отслеживать, “дозировать” и ограничивать себя. Но “дозу” определяет он сам. Знаю учителей, которые себя дарят детям. Обычно такие “подарки” не принимаются. Раз так – заставлю принять! Вот и происходит очередное навешивание, причем без осознания того, что оно происходит. Не знаю ни одного учителя, который только организует общение учеников по поводу материала, а сам как личность не проявляется никак. И, по-моему, хорошо, что таких нет.
Христос таким не был. Он проповедовал людям Слово Божие. Но ведь Христос – воплощенное Слово. Пользуясь нашей терминологией, можно сказать, что Он себя навешивал. Но: “не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель”. Тот, кто проповедует Христа, ни в коей мере навешивать себя не может. Проповедник Слова должен нести людям именно Слово – не проповедовать ни церковь, ни конфессию, ни общину, ни свой путь к Богу, а только вести других к Свету, который ему уже открылся. И вести так, чтобы люди видели не его, а Свет. Проповедник – только сеятель, Богом посланный, не от него, а от Бога зависит, какие будут всходы. И скорее всего не тот, кто сеял, будет собирать урожай.
Положение учителей в школе и похоже на то, и не похоже. Мы чувствуем себя ответственными за “урожай”, хотя, честно говоря, только сеем, а урожай будет еще не скоро, и собирать его не нам. Мы собираем только скороспелки – результаты контрольных.
Значит, нужно стараться “сеять” только знания по конкретным предметам, их благополучно “собирать” и ничего стараться не подмешать к посадочному материалу? Вроде бы нет. Вот хорошо бы понимать, что сеешь... И не тянуть росток вверх за макушку, чтобы скорее увидеть, что взошло. И быть готовым увидеть хорошее (хотя и совсем не то, что ожидалось) в том, что взошло, и помочь ему вырасти. А, может быть, сразу вырвать? Где здесь мое место? “Сколько” меня может быть во всем этом?..
А вообще на эти вопросы ответить можно ли?..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru