Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

От чего зависит успеваемость?

Выпускники новосибирских школ отвечают на этот вопрос по-разному

В апреле прошлого года за месяц до выпускных экзаменов сотрудниками центра “Пеликан” был проведен анкетный опрос 1600 выпускников школ крупных сибирских городов: Томска, Барнаула, Новосибирска и его городов-спутников – Академгородка, Бердска, Краснообска. Выпускники – ценнейший объект социологического исследования. Это “продукт” десятилетней работы системы образования, вернее сказать, общих усилий семьи, общества и их самих тоже. Анкета включала около сотни вопросов. Мы расспрашивали юношей и девушек об их школе и семье, об отношениях со сверстниками и взрослыми людьми, о том, где и с кем они проводят свободное время, о планах на будущее, просили поделиться мыслями о гражданской позиции, ответить на сокровенные вопросы.

Таблица 1

Таблица показывает, чему отдают предпочтение выпускники. Но выводы из этих цифр разные специалисты могут сделать прямо противоположные.
Так, специалист УНО или эксперт, увидев, что старшеклассники выше всего ценят в школе общение, дискотеки, школьные праздники, скорее всего придет в ужас. Ведь школа – это социальный институт, в котором прежде всего дают знания. А судя по результатам обследования, приобретение знаний у выпускников далеко не на первом месте.
Психолог же, напротив, начнет восторгаться. “Ах, – скажет психолог, – ведь 17 лет – это возраст любви, дружбы, самоутверждения... Наш класс, друзья, общение – вот главное для ранней юности. Каких психологически здоровых людей мы воспитали!”
Социальный педагог, организатор детской жизни, вероятнее всего, будет разгневан: “Это что же за такие безобразные дискотеки проводят в школах, если не набирается и 30% тех, кому они нравятся?!”
Социолог, глядя на эту таблицу, скажет, что даже такой “детский” вопрос – “Что тебе больше всего нравится в школе?” – требует комплексного, а то и системного рассмотрения.
Все, что касается оценки отношений между людьми, конечно, больший отклик находит у девушек. Так, именно они чаще, чем юноши, положительно оценивают то, что в школе есть хорошие учителя, что есть возможность для человеческого общения. И это естественно – девочки в этом возрасте более развиты в эмоциональном отношении, чем мальчики. А те, в свою очередь, отдают предпочтение спортивным секциям, у них четко просматривается стремление соответствовать стереотипу крепкого, “накачанного” парня.
Есть еще одна любопытная таблица: ответы на тот же вопрос учеников с разным уровнем успеваемости – высоким, средним и низким.

Сейчас многие школы заключают договора с различными институтами для того, чтобы совместными усилиями помочь школьникам готовиться к вступительным экзаменам. Многие выпускники положительно оценивают это. Но посмотрите, какая большая разница в ответах очень хороших учеников (33%) и респондентов третьей группы – тех, кто не утруждал себя муками познания, среди них лишь 7% отметили это обстоятельство как положительное.
Всмотритесь в строки “Уважение к личности ученика” и “Возможность самовыразиться”. Естественно, чем лучше учатся ребята, тем чаще они отмечают эти явления как положительные стороны школьной жизни. Конечно, можно обсуждать, что из чего проистекает и что первично – уважение к личности или хорошая успеваемость? Процесс двусторонний. Однако проблема не только в этом, а в том чрезвычайно мизерном количестве ответов, которые дали выпускники: лишь 12–13% интеллектуальной элиты ощутили на себе теплоту отношений, уважение окружающих, почувствовали творческую свободу, раскованность и возможность выразить свое – мысли, взгляды, суждения, позиции. А что говорить об остальных?

Взглянув на эту таблицу, учитель, который всю душу вкладывает в учебный процесс, скорее всего расстроится: всего-навсего 12% школьников с энтузиазмом и любовью к учению работают на уроках. Ведь в пересчете на один класс это 3–4 человека. А остальные?
Большинство (82%) понимают, что учиться надо, никуда от этого не денешься. И настроение у них нормальное. Прагматики нынче в моде: больше внимания одним – “нужным” для вуза предметам, меньше – остальным.
Попробуем сравнить данные двух таблиц. Среди полноценных хорошистов и отличников процент имеющих хорошее настроение увеличивается почти в два раза по сравнению со средней величиной (12% в табл. 1): “Хочу учиться”, – сказали 20% сильных учеников (табл. 2). Среди закоренелых троечников все наоборот: коэффициент “унылости” даже утраивается, и концентрация “тоски от школы” в их среде возрастает с 6% в среднем (табл. 1) до 19% (табл. 2).
Однако, кроме школы, у подростка есть родители, друзья, увлечения, у кого-то бизнес, необходимость подрабатывать, собственные пороки и недостатки, гениальность или представления о ней – есть вся полнота жизни с ее восторгами и тревогами.

Таблица 2

Таблица 3

Людмила БОРИСОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru