Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Великодушие, умение мыслить,
хороший русский язык...

Чего ждут от школы представители среднего класса

Недавно во Владивостоке был проведен социологический опрос среди родителей, принадлежащих к среднему классу. При помощи анкет и углубленного интервью социологи выясняли ожидания родителей от школьного образования своих детей. Отметим, что среди 152 участников исследования основная масса работают менеджерами среднего звена и квалифицированными специалистами. 58,1 % опрошенных указали размер семейного дохода в диапазоне 300–500 долларов, 29% – 500–1000 долларов, 12,9% – более 1000 долларов в месяц. Большинство указывают существенные суммы семейного бюджета, выделяемые на образование детей. Каким желает видеть своих детей средний класс? Насколько он доверяет школе в появлении у детей желаемых качеств? Эти и другие вопросы исследования рассматриваются в публикуемом ниже материале.

Средняя школа для среднего класса

В первую очередь родители среднего класса хотят видеть в своих детях свои собственные черты – самостоятельность, целеустремленность, независимость, умение принимать решения и брать на себя ответственность. На второе место ставятся личностные характеристики – великодушие, мужество, любознательность, честность, доброжелательность. На третье – конкретные навыки и умения: развитая речь, грамотность, умение анализировать. В группе самых состоятельных родителей выше ценятся личностные характеристики. Самостоятельность и ответственность более всего важны для родителей, чьи дети учатся в частных школах. Они считают, что именно школа может внести существенный вклад в появление у детей этих качеств, но при этом подчеркивают и важность участия семьи в образовательном процессе. Родителей, категорически не доверяющих школе, – 7,9 %, и всего 4,8% опрошенных считают, что школа справится самостоятельно, а родителям можно почти не вмешиваться. Что интересно – с ростом доходов недоверие у людей к школе растет. Там, где семейный бюджет не более 800 долларов, недоверяющих 43,5%, а среди богатых людей – 77,7%. Наименьший кредит доверия к школе у тех родителей, чьи отпрыски учатся в пятых – девятых классах. Примерно половина респондентов (51,7%) затруднялись сказать, что их устраивает в сегодняшней школе. Соответственно только треть (36,3%) смогли предъявить школе внятные претензии.
При всем этом средний класс парадоксальным образом идеализирует школу. Отвечая на вопрос об основном предназначении школы, большинство (88,8%) ставят перед школой сверхзадачу – учителя должны преподавать так, чтобы дети по выходе из школы смогли успешно вписаться в мир, меняющийся на глазах. Небольшая группа (6,5%) видит назначение школы в том, чтобы дети находились под присмотром большую часть дня и были бы, таким образом, ограждены от асоциальных форм поведения – пьянства, курения, воровства, употребления наркотиков. 4,7% родителей основную функцию школы видят в подготовке детей к высшим учебным заведениям.

Что же ждет средний класс от сегодняшней средней школы? Более всего люди жаждут индивидуального подхода к ребенку (40%). Речь не идет о маленьких классах или замене школы на группу репетиторов, которые один на один работают с учеником. Скорее имеются в виду различные коллективные работы, которые позволят каждому ребенку индивидуально расти: не скучать отличнику, пока подтягивают основную массу, и не отсиживаться ничего не понимающему двоечнику, каждому двигаться в том темпе, который ему под силу. «Учитель должен быть учителем ребенка, а не класса» – один из основных тезисов респондентов. На втором месте среди родительских ожиданий (20%) – эстетическое и коммуникативное развитие детей (знакомство с мировой и отечественной культурой, умение общаться, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свое мнение). А собственно знания, в привычном смысле, о которых так печется школа, родители ставят только на третье место (16 %). Причем за чисто знаниевое обучение ратуют наименее состоятельные люди. Вообще с ростом доходов вопрос «чему учить?» постепенно смещается от получения знаний-информации к воспитанию самостоятельности действий и размышлений. Примерно такая же зависимость от возраста детей: чем ближе окончание школы, тем предпочтительнее оказываются целеустремленность, ответственность и умение мыслить.
Интересно, что достаточно консервативной группой оказались те, кто учит своих детей в частных школах. Среди них почти половина (45%) голосуют за знаниевый подход. Среди тех, чьи дети учатся в специализированных муниципальных школах, таких всего 11,1%. Любопытно, что специализированные школы, где оппонентов знаниевому подходу более всего, являются «самыми знаниевыми», с углубленным изучением математики, иностранных языков. Возможно, срабатывает принцип «из всех зол выберем меньшее»: мест, где может быть удовлетворен их «незнаниевый» запрос, эти родители не видят, поэтому, как ни парадоксально, ведут детей в лучшие «знаниевые» школы. Можно, по всей видимости, предположить, что группа наиболее мобильных родителей-«инновационщиков» сосредоточена именно вокруг специализированных школ.

Чему и где учить?

Если говорить об удовлетворенности школой, то одну треть (29%) сегодняшнее состояние школы не устраивает. Как выяснилось, менее половины всех родителей (47,8%) удовлетворены выбранным типом школы, т.е. другая половина в принципе готова его поменять, если найдутся школы, которые предложат пакет нужных услуг. Правда, выбор во Владивостоке невелик – либо муниципальная школа (обычная, специализированная или вузовская), либо негосударственная (частная), либо более экзотические формы домашнего образования или обучение за рубежом. Правда, последний вариант предпочитают лишь 8,3% родителей. Причины вполне понятны: отправлять школьников за границу, в чужую среду боязно, маленькие еще. Вдобавок опыт обучения в зарубежных школах показал сильное несоответствие вкладываемых сумм и получаемых результатов.
Что из изучаемого школьниками родители одобряют, а что нет? Респондентам было предложено вычеркнуть из списка основных учебных предметов те, которые, на их взгляд, изучать в школе не нужно, а остальные расположить в порядке значимости. Получилась своеобразная картина «предметных симпатий» родителей. «Мне нравится жить в России. Нравятся раскрепощенные отношения между людьми, особое чувство юмора», «В России больше возможностей в бизнесе», – говорили респонденты. Своеобразным отражением того, что средний класс любит Россию, стало лидерство русского языка среди других школьных предметов. На втором месте – математика, далее литература, английский язык и история. Никто не вычеркнул из списка английский язык, отдавая должное современной ситуации в мире, однако показательно, что сейчас он оказался только на четвертом месте. Далее в списке школьных предметов последовательно располагаются информатика, физика, география, химия, биология, физкультура. Все родители отводят здоровью детей и занятиям спортом не последнее место, однако то, что физкультура оказалась предметом-изгоем, говорит скорее всего о низком качестве преподавания и о том, что ей давно уже найдена достойная замена в спортивных секциях.
Что касается грядущей школьной реформы, большая часть родителей (49,9%) о ней просто не подозревают. Это и понятно – реформа не стала предметом публичного, общественного обсуждения. Самыми непросвещенными в этом вопросе оказались родители учеников муниципальных школ. Зато среди той половины, что все-таки была в курсе, примерно равновеликая оппозиция: 27,4% против предложенной модернизации, 22,7% – за. Более всего против реформы настроены родители, обучающие своих детей в частных школах. При этом наибольший протест вызывает 12-летнее обучение. А молодые родители традиционно настроены реформаторски. В группе «до 30 лет» большинство за реформу.

На это денег не жалко

Практически все полагают, что хорошее образование – единственный надежный путь стать обеспеченным и уважаемым человеком. Разумной суммой на образование ребенка большинство опрошенных (61%) считают 10–30 % семейного бюджета. Десятая часть (9,7%) считают, что на образование нужно тратить столько, сколько нужно, не ориентируясь на размер семейного дохода (в основном так говорили наиболее состоятельные люди). 8% готовы тратить на образование детей 50% семейных средств. 6,5% отводят на обучение менее 10% из бюджета. Есть и фанатики образования – 5,1% готовы почти все деньги отдать (70–90%). По самой грубой оценке, средние русские во Владивостоке вкладывают в образование около трех миллионов долларов ежемесячно. Здесь имеются в виду как прямые вклады (оплата репетиторов, кружков, секций, образовательных поездок), так и покупка книг, CD-дисков, компьютеров. Самое любопытное, что люди готовы платить еще столько же, но не знают, во что вложить эти деньги. Дело за малым – должны найтись те, кто готов освоить эти средства.

По материалам сайта www.obkom.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru