Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Третья тетрадь. Детный мир

 РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
 ПОДСКАЗКА

Нина КАШИНА

Хронология подвигов, глупостей, промахов...

О пользе тетрадей для родительских собраний

Господи! Ведь все это было, и куда делось? Как рассмотреть в усатом, почти двухметровом тине многолетние усилия родителей с дедами-бабами, бригад педагогов и педиатров? Мы сеяли-сеяли это самое «доброе, разумное, вечное» – так куда упали наши зерна и как отличить их от плевел? И как укладывается засунутая в их головы информация: подобием годовых колец в стволах деревьев, или перемешивается в тюрю и хранится в тюбике, или просто не задерживается в голове? Время покажет.

Когда наш старший сын переходил из детского сада в школу, я завела эту самую тетрадь для родительских собраний. Вытащила из запасов самую толстую (чтобы надолго хватило), самую крепкую (чтобы дожила до финала), самую элегантную (чтобы хотелось взять в руки), небольшую по размеру (чтобы влезала в дамскую сумку) тетрадь и отправилась с ней на первое родительское собрание.
Похоже, что уже тогда я готовилась к трудной роли школьного родителя. Только не догадывалась, что из этого всего получится...
Сейчас младший сын заканчивает школу. А мой талмуд еще жив, хотя и еле-еле: некоторые страницы торчат, масса вложенных растрепанных бумажек распирает и без того разбухший томик, но синий пластиковый переплет на удивление цел и почти не изменился. Там внутри вся школьная жизнь моих двух учеников «в одном флаконе»: то ли бродило, то ли коктейль Молотова. Та жизнь, которая требовала моего внимания и участия.
Там, в этой тетради, всё: ФИО всех преподавателей, все телефоны всех школ, все «пароли, адреса и явки», координаты всех назначенных встреч, бдения и головная боль всех родительских комитетов и, естественно, протоколы всех родительских собраний, которые случилось посетить во всех школах, куда заносило наших неуемных детей.
Подобное полное собрание информации – ценность сама по себе. Полистать этот томик на досуге очень полезно. Все наши подвиги, промахи, ошибки и глупости собраны компактно и в хронологическом порядке. От счетных палочек, чтения по секундомеру, кассы букв и рассуждений о повышении самоуважения в начале тетради до ящиков шампанского к выпускному и разбора философии Хайдеггера к ее концу. И все это перемежается рутинными собраниями, где перманентно ругают за невыполненные домашние задания, опоздания, выбирают родительские комитеты и собирают деньги на разные нужды.
Достала тетрадь – и полдня как не было. Листай ее хоть справа налево, хоть слева направо – там школьный дух, там школой пахнет...
Есть схемы проезда в заповедные места, списки необходимых в суровом походе вещей, даже чертеж полога от комаров, без которого там, в костромских лесах, делать нечего.
Есть всевозможные списки обязательной к прочтению литературы, особенно впечатляют задания на лето. Забавно, но в пятом классе дитя было обязано прочитать за три летних месяца изрядный пласт отечественной литературы (прилагается список из 25 русских классиков, у каждого – от двух до десяти шедевров, и достаточно объемных). Дальше больше. Есть летние задания на трех страницах машинописного текста, из которых, например, явствует, что на каждый роман Достоевского отводится в среднем дня два-три. А некоторые списки, особенно по иностранной литературе, способны вызвать у родителей чувство собственной неполноценности.
Есть информация о художественной студии со списками необходимых рисовальных принадлежностей, расписанием занятий и указанием цен на одного и двоих детей. Это была единственная и безуспешная попытка организовать их рисование. Слова тамошнего художника застряли в голове навечно: «У вас такие дети! Их ничему нельзя научить!» То ли похвалил, то ли обругал...
Следом идут расписания занятий в музыкальной школе, утрясание всех предметов с фамилиями преподавателей. Эту школу дети бросали трижды. Фраза оттуда: «Музыкальную школу бросают не дети, ее бросают родители!» Полностью согласна. Но сворачивать маленьких детей в дугу и заставлять их пахать в жестких рамках было не в наших правилах. Потому в доме стоит пианино, которое только недавно перестали мучить собственными композициями, висят две с половиной гитары, под диваном отдыхает аккордеон, есть еще бубны, блокфлейта и барабанные палочки. Обидно. «Ведь как могли бы!» Особенно приятно, когда свекровь напоминает: «Твои дети не ходят в консерваторию!» А вы пробовали сводить их в консерваторию и сохранить при этом свое здоровье?
Затем – очевидно, как следствие – расписание приема нашего участкового педиатра. Без комментариев.
Попытка вписаться в спортивную школу самбо, благо она рядом с домом. Несколько собраний там. Когда я увидела своего старшего на ринге (или татами?), то мне все стало ясно: ему, Близнецу, не нужна победа, ему непонятен сам смысл поединка, у него нет того спортивного азарта, без которого нельзя выходить на бой. Хорошо это или плохо – не знаю, но это не его. И мы, поговорив с тренером, не стали поступать в эту школу. У младшего дела шли гораздо лучше: он как настоящий Овен всегда готов погибнуть ради победы.
Информация о большом Дворце пионеров. Туда мы ходили на журналистику и литературное творчество. Встретили с ними замечательный Новый год, съездили в Мелихово, старший напечатался в каком-то альманахе. Но и в этом пласте жизни мои дети не задержались.
Серьезный поворот – старший поступил в «маленькую школу для особо одаренных детей». Идут 19 (!) страниц папиных записей первого родительского собрания – концепции каждого преподавателя. Затем две страницы мои – оргсобрание перед походом в Крым.
Далее «разбор полетов»: результаты похода. Пометка около даты разговора с замдиректора: «Хреновость наших дел». Похоже, что это эпиграф ко всей тетради.
Орнаменты, планы помещений, зарисовки декора особняка Рябушинского. Экскурсия-урок по искусствоведению, которую, как всегда, блестяще вела Настя. Получила массу удовольствия, хотя ехала сугубо из педагогических соображений, таща за собой своих отпрысков, пребывающих в детском негативизме.
Антимилитаристская ассоциация, ее телефоны и прочее – явно подготовка к судьбе солдатской матери.
Рекламное родительское собрание: в школу к младшему пришли вербовщики из военного университета, идеи по поводу создания здесь кадетского колледжа. Чего только не было в нашей жизни! Слава Богу, само рассосалось.
Постоянные собрания по поводу старшего – «борьба борьбы с борьбой». Ситуация накаляется и взрывается. Помню весенний день, когда после трудного и долгого разговора с директором мое дите с больной головой отправилось сдавать экзамены в другую хорошую школу и – ура! – сдало. Правда, через год вся история повторилась уже в другой школе.
«Центр ролевого моделирования». Нам молодые ребята вкусно рассказывали о ролевых играх и своем клубе. Без продолжения.
Схема большого ткацкого станка, стоящего в школе, – пробовала его наладить. Вполне действующий агрегат, даже рядом постоять и то приятно.
Страничка информации о новых школах, вступительных экзаменах и правилах приема. Старший опять меняет школу, возвращается на круги своя в ту тихую обитель, куда должен был идти в первый класс, где здравствуют его детсадовские приятели и где благополучно учится его младший брат.
В это же время младший решается на свой зигзаг и сам сдает экзамены в «маленькую школу для особо одаренных детей». Это был поступок! Снова собрания про Крым и его последствия, снова концепции учителей, но мы уже стали умнее и взрослее, потому пашем глубже, но не менее мучительно больно.
...Школа Олега Андреева. Рекламное собрание. Заманчиво, особенно если оба сына предпочитают не читать вообще. В результате курс скорочтения прошел папа, который и так читал не медленно, но до передачи освоенных знаний молодому поколению дело как-то не дошло.
Школа готовится к абитуриентской кампании. Директриса гордо объявляет, что ее школа базовая для МГУ, ФСБ и прочая. Далее следует реклама ФСБ: «Как хорошо быть генералом!»
Конференция «Время». Доклады в этот раз серьезные, без театральных изысков и раздачи конфет. Три дня слушала открыв рот и задавала глупые вопросы, поскольку в моем образовании не фигурировали ни Бубер, ни Хайдеггер. Получила неожиданно простые решения для мучивших меня жизненных задач. (В очередной раз понимаю, что в школу хожу я, что учусь я, а дети – только повод.)

Позвонил знакомый и поделился удивлением: его пригласили на родительское собрание в вуз к сыну-первокурснику. Он не пошел – сколько ж можно! Хватит! Теперь пусть сам.
Надеюсь, что и моя синяя тетрадь обретет через год покой.

Возможно, что эту идею единой тетради для родительских собраний вам подскажет учительница. Возможно, что не подскажет. Так послушайте меня и не пожалейте самую красивую тетрадь для школьной жизни. Напоминаю, пользу она принесет огромную:
l вся информация собрана воедино и компактно уложена; вам не надо в экстренных ситуациях (а они обязательно будут!) судорожно искать домашний телефон классного руководителя, расписание приемных дней директора школы или школьного врача;
l вы всегда помните, как зовут всех учителей, родителей и директора, что немало способствует нормальному общению и решению многих проблем;
l вы в курсе всех школьных проблем – ведь они у вас записаны, потому дома по пунктам вы в состоянии разобраться с ними, призвав на помощь ребенка и выслушав его мнение;
l окружающие воспринимают вас как делового и ответственного человека, который зря времени не теряет и слов на ветер не бросает; потому вы таким и станете – тетрадь обяжет;
l при скучном собрании вам есть чем заняться – полистайте тетрадь, поищите нерешенные ранее вопросы и поднимите их заново;
l ценнейший материал школьной летописи накапливается исподволь – возможно, вы напишете роман или сценарий; во всяком случае, вы можете проследить развитие каждого события по фактам, а не по расплывчатым воспоминаниям, построить график оценок и увидеть динамику интересующего вас процесса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru