Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Полоса Анастасии РОМАНОВОЙ

На пороге информационного общества

Недавно производители догадались, что, когда рынки товаров и услуг забиты до отказа, пресыщенным, бывалым покупателям необязательно успевать приобретать новинки, им достаточно знать о них. Знать – значит обладать и властвовать. Приблизительно таким должен быть девиз информационного общества, к которому приближается современная цивилизация.
Несмотря на всеобщий синдром перенасыщения, следствием которого является и эта сонливая скука в новомодном европейском кино, современные экономисты уверены: аппетиты человека безграничны. Общество потребления растет прямо пропорционально количеству товаров. Еще быстрее эта пирамида будет расти, если люди продолжат активно и за дорого покупать воздух – каталоги перспективных услуг, списки ценных бумаг, компьютерные технологии, горячие новости. Удовольствие ради удовольствия, спектакль ради спектакля, бери – не хочу.
Человек, как и во все времена, существо социальное, а следовательно, зависимое. Современное общество помогает человеку не задумываться о трудных вопросах, а дает ему возможность решать простейшие головоломки. И если Ж.-П.Сартр где-то в середине Второй мировой войны сказал, что все вопросы человека вертятся вокруг свободы, то нынешний идеолог информационной эры Э.Тоффлер уточнил, что все вертится вокруг проблем потребления – «кому продать?», «сколько купить?», «выгодно ли?».
Социологи придумали очень неприятное слово: «тенденция». Современная тенденция такова, что люди легко и безболезненно, по наитию увязывают три понятия – «власть денег», «власть большинства» и «свобода выбора». Так сложилось, что свобода каждого человека имеет свой денежный эквивалент, так было решено, что властители дум – это масса, то есть никто или все. Так выходит, что человек может легко отказаться от себя самого и при этом оставаться
полноценным гражданином глобального информационного пространства.
По странному стечению обстоятельств средства массовой информации только подчеркивают: незаменимых людей нет – правительства меняются, герои забываются, кольцо власти ходит по чужим рукам. Ни от кого ничего не зависит. Виноватых нет. Причастных тоже нет, кроме террористов, разумеется. Человек – всего лишь шарнир, посторонняя деталь, механизм исполнения. Он включает телевизор и заглатывает мир целиком, как утренний йогурт: новогодние скидки в супермаркетах, кризис в Аргентине, новые марки пива и автомобилей, кошмары в Нью-Йорке, клонирование в Японии, выборы в Якутии.
В мире товаров, денег и информации ему необязательно помнить свое имя, ему важно знать и быть уверенным, какую выгодную сделку он совершил.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru