Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Интересов, которые нужно защищать,
становится больше...

А возможностей – меньше

12 января в столице состоялся Учредительный съезд Российской партии труда (РПТ), основанной по инициативе активистов свободных профсоюзов (соцпроф), в том числе учительского. Эта партия стала, по сути, партией несогласных с Трудовым кодексом, в частности с тем, что возможности профсоюзов влиять на власть сведены в нем к минимуму. Мы беседуем с председателем Российского профсоюза учителей, входящего в состав соцпрофа, Умидой Бородиной, человеком, который будет представлять в новой партии интересы работников образования.

– Если мы не занимаемся политикой, политика занимается нами. Наиболее очевидно это стало во время борьбы за проект Трудового кодекса (ТК), разработанный специалистами Фонда рабочей академии и свободными профсоюзами и получивший 42 процента голосов на обсуждении в Госдуме.
Но, несмотря на предпринятые нами усилия, отстоять его не удалось. Новая редакция ТК существенно ограничит права не только наемных работников, но и профсоюзов. Полномочия последних, согласно новому документу, будут напрямую зависеть от их численности: преимущественные права теперь имеют лишь те профсоюзы, которые объединяют более половины работников.
На практике это затруднит нашу помощь трудящимся в случаях их незаконного увольнения или сокращения штатов.

– Какие положения новой редакции Трудового кодекса наиболее опасны для учителей?
– В 81-й статье перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя гораздо шире, чем в прежней 33-й. Так, работодатели наделяются правом увольнять сотрудников по медицинским показаниям и даже собирать о них информацию, заводя личное досье на каждого, что не может способствовать оздоровлению психологического климата в коллективе. Согласно новому ТК по сравнению с представителями других профессий у педагогов оказалось меньше трудовых прав.
Например, в соответствии с новыми правилами педагоги могут быть уволены вследствие нарушения Устава школы. Такого еще никогда не было: Устав – локальный документ, в котором можно прописать любые, в том числе и невыполнимые требования.
Новым основанием для увольнения станет отныне и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы. В этом случае несогласие вызывает неопределенность такого понятия, как “аморальный поступок”, в качестве которого можно при желании квалифицировать любое действие.
Но больше всего возможностей для расправы с неугодными открывает пункт 3б 81-й статьи: “Недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации”. В последнее время аттестация превратилась в настоящую дубинку для расправы с учителями. Хотя в судах эти дела рассматриваются и выигрываются. Субъективное, предвзятое отношение к педагогам, зачастую очень недружелюбный состав аттестационной комиссии – все эти факторы создают черзвычайно недемократичные и стрессовые условия для аттестации. Но это не означает, что ее следует отменить. Потому что в этом случае мы сталкиваемся с другой стороной проблемы, а именно с отсутствием материальных стимулов для повышения квалификации учителя.

– Но ведь с 1 декабря зарплата работников бюджетной сферы повысилась в среднем в 1,89 раза.
– Установив ставку первого разряда ЕТС в размере 450 рублей в месяц, правительство своим постановлением (№ 775 от 6 ноября 2001 г. – О.Д.) значительно уменьшило межразрядные коэффициенты.
Законом “О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки...”, утвержденным Думой 25 октября прошлого года, правительству предписывается согласовывать изменения коэффициентов ЕТС со всеми общероссийскими объединениями профсоюзов. В соцпроф этот проект не поступал, правительству было достаточно согласия со стороны ФНПР.

– Разделяете ли вы позицию экономистов, призывающих отказаться от ЕТС, которая, по их мнению, исчерпала свои возможности, и ввести отраслевую систему оплаты труда педагогов?
– ЕТС сама по себе не является ограничителем для повышения заработной платы: вся суть ее в том, что с повышением ставки первого разряда за счет межразрядных коэффициентов автоматически повышаются все остальные. Ставку первого разряда можно повышать бесконечно, но межразрядные коэффициенты должны оставаться неизменными. Мы предлагаем вернуться к прежнему соотношению в 10,07.
Другое дело, что попытки “ужатия” сетки предпринимаются не впервые, а ставка первого разряда была ниже минимального размера оплаты труда. Задача профсоюзов, как отмечается в программе РПТ, – установить минимальную оплату труда на уровне не ниже научно определенного прожиточного минимума. Мы будем также бороться за прозрачность и подконтрольность финансовых потоков в образовании. Причиной задолженностей по заработной плате в 39 регионах из 89 является не только нехватка средств, но также нецелевое их использование местными бюджетами.

– Будете ли вы отстаивать ст. 54 Закона “Об образовании”, в которой сказано, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников устанавливается на уровне не ниже средней заработной платы в промышленной сфере?
– Да, ведь вопрос обеспечения достойного уровня жизни учителя становится сегодня ключевым. Отток педагогов из школ благополучных регионов, с развитым рынком труда, неуклонно продолжается. Мы теряем самое ценное, что у нас есть, – кадры, а вместе с ними и качество образования. Вакансии занимают пенсионеры, и за это низкий им поклон. Однако пожилые учителя не в силах справиться с теми проблемами, которые буквально захлестнули нашу массовую российскую школу – с наркоманией, с безнадзорностью детей при живых родителях. Тяжелые семейные условия, в которых сегодня воспитываются многие российские дети, неизбежно влияют и на те условия, в которых вынуждены работать наши учителя. Обеспечение нормальных условий труда – сфера деятельности профсоюзов и нашей Партии труда, в программе которой предусмотрена социальная поддержка семьи и женщин.
Мы поддерживаем планы модернизации образования – особенно в части информатизации, увеличения часов на изучение иностранных языков, придания школе государственного статуса.
В то же время мы отдаем себе отчет в том, что без активной поддержки учителя эти планы останутся на бумаге.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru