Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Десять лет вместе и порознь

В декабре минувшего года в Министерстве образования состоялось 10-е заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества независимых государств

В работе совещания приняли участие министры образования России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, представители министерств образования Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, а также сотрудники Исполкома СНГ, ЮНЕСКО, МИДа России, депутаты Государственной думы.
Основной темой обсуждения стали задачи по созданию единого образовательного пространства СНГ, концепция формирования которого была утверждена главами правительств Содружества 29 ноября прошлого года.
Этому предшествовала работа Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, итогом деятельности которого стало подписание важных многосторонних соглашений: об обмене информацией в сфере образования, о координации работ в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, о порядке создания и функционирования филиалов вузов в государствах-участниках СНГ.
«Мы все осознали, что образование, наука, культура не могут развиваться порознь», – сказал в своем выступлении министр образования и науки Армении Левон Мкртчян.

Рождаемость падает, а тяга к знаниям растет
Общей проблемой для большинства стран Содружества, за исключением государств Средней Азии и Казахстана, является демографический спад и как следствие – сокращение числа учащихся в общеобразовательных школах.
За последние годы увеличилось количество школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этот же период возросла доля учителей общеобразовательных дневных школ, не имеющих высшего образования. В Армении, Кыргызстане и Молдове заработная плата работников системы государственного образования составила 36–42% от уровня оплаты труда в промышленности, в Казахстане, России, Узбекистане – 44–48, в Беларуси – 59, на Украине – 65%.
Но особенно много общих тенденций наблюдается в сфере развития высшего образования.
Прежде всего это расширение негосударственного сектора, на долю которого приходится 43%.
Число студентов из стран СНГ, обучающихся в российских вузах, за последние годы сократилось на 32%.
Вместе с тем развивалось сотрудничество между учебными заведениями России и стран ближнего зарубежья.
Начали действовать три российско-национальных университета – в Киргизии, Таджикистане и Армении.
Открываются филиалы российских вузов в странах СНГ.
По мнению специалистов, базой для создания единого образовательного пространства и академической мобильности должны стать стандарты, единые подходы к формированию которых позволят завершить работу по признанию эквивалентности учебных курсов, программ, документов об образовании, ученых степеней и званий в странах СНГ.
В ближайших планах – интеграция по всем направлениям деятельности. Это организация межгосударственных диссертационных советов, разработка модельного классификатора учебных профессий, специальностей и квалификаций государств Содружества, создание образовательного кодекса. Издательство «Просвещение» намерено выпустить согласованный словарь терминов и определений системы образования.

Реформам дан зеленый свет
Основные направления реформ во многих странах СНГ также совпадают. Это введение системы единых экзаменов, информатизация, увеличение сроков обучения в общеобразовательной школе до 12 лет. Например, единые экзамены в Армении проводятся уже в течение последних 10 лет, в Казахстане – четыре года, и здесь уже завершена компьютеризация общеобразовательных школ.
Обогнали россиян по введению 12-летних сроков обучения многие страны СНГ, в том числе и один из ближайших соседей – Беларусь. В связи с этим резко увеличился приток в первые и подготовительные классы шестилетних детей.
Однако качество образования и обновление его содержания, как следовало из выступлений на заседании Совета, для своего успешного решения кроме финансовых затрат требует и серьезных научных сил. Надежды на улучшение качества образования коллег из ближнего зарубежья связаны прежде всего с Россией, чей научный потенциал оценивается очень высоко.
Министры образования Молдовы и Казахстана говорили о том, что целесообразнее использовать в школах российские учебники, нежели «изобретать велосипед», пытаясь написать свои, «числом поболее, ценою подешевле».
О том, насколько велик интерес к российским учебникам в странах Содружества, свидетельствует тот факт, что одним только Казахстаном в этом году было закуплено учебников на 1 млн долларов, а в следующем году эту сумму планируется увеличить в 1,5 раза.
Российские учебники, закупаемые или выпускаемые по лицензии в странах ближнего зарубежья, либо используются «в чистом виде», либо переводятся на национальные языки, либо перерабатываются.
На повестке дня – совместная разработка не только традиционных, но также и электронных учебников.

«Великий и могучий» возвращается?
Проблемы русскоязычных школ в странах Содружества на заседании Совета не рассматривались, хотя по значимости должны были бы претендовать на особое внимание участников дискуссии.
Сегодня русский язык имеет статус государственного только в Беларуси и официального – в Кыргызстане. С приходом к власти нового президента обсуждается этот вопрос в Молдове, где уже принято решение о введении в школах русского языка как обязательного предмета. А накануне Нового года депутаты правящей коммунистической партии направили в Конституционный суд страны законопроект о придании русскому статуса второго государственного языка. Правда, это вызвало хоть и немногочисленные, но активные протесты оппозиции, выступающей за присоединение Молдовы к Румынии...
В других странах нарастает тенденция резкого сужения сферы применения русского языка. Прекращается выпуск художественной и детской литературы на русском языке, закрываются русские газеты, радио- и телеканалы, театры.
За последние 10 лет количество школ с русским языком обучения уменьшилось:
в Туркмении – более чем на 70%,
в Молдове – на 65%,
в Казахстане – на 59%,
в Узбекистане – на 47%,
в Кыргызстане – на 46%.
Вдвое сократилось количество русских школ на Украине.
В следующем году в рамках СНГ планируется принять Конвенцию по русскому языку, которая призвана укрепить статус русского языка на всем постсоветском пространстве.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru