Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ГОРОДСКИЕ ПРОГУЛКИ 

Римма КРЕЧЕТОВА

Обаяние мелких чудес

Каждый раз, как приближается календарный рубеж, над планетой будто возникает особенный атмосферный слой, не уловимый никакими приборами. В нем обращенные неизвестно куда и кому наши просьбы и обещания, тайные надежды, мечты, мысли о прошлом, предощущения будущего.

Это мощное и доброе в сути своей виртуальное “испарение”, особенно щедро порождается в дни новогодних праздников земной человеческой жизнью. Кто знает, не создает ли оно над нами, подобно озоновому слою, духовный оберегающий щит? Может быть, эти недолгие, но интенсивно светлые настроения праздников потом, в течение целого года, станут поглощать выбросы зла, которыми перенасыщено наше сегодня.
А еще новогодние праздники заставляют нас почувствовать время. Его быстротечность. Безжалостность и стремительность, с которыми оно погружает в забвение вроде бы незабываемое, неизгладимое.
И так хорошо, что вопреки нынешней разобщающей спешке истории новогодние праздники пока еще способны пробудить внимание к традициям, связывающим поколения. Что в потоке гороскопов, рекомендаций, что одевать, что ставить на стол, в суете погонь за елками и игрушками обнаруживает себя сохранившаяся от пещерных времен вера в силу ритуала, в связь даже мелочей обыденной жизни с надобыденными пространствами бытия.
Как всегда и как все, я брожу по новогодней Москве с ее елками на площадях, переливом блестящих игрушек в витринах, мигающими гирляндами разноцветных огней над домами и улицами. Думаю, вспоминаю. И, как прежде, чего-то жду. Все как всегда. Но есть одно ощущение, которое становится с каждым годом тревожнее и сильнее. Все чаще, откровеннее в новогоднем убранстве города, как и в украшениях домашних, проявляется не свободная фантазия чьей-то личности, но индустриальная одинаковость. В их яркость вложены хорошие ресурсы и деньги, но очень мало веселой и свободной души. Лишь в первые дни предновогодней торговли они приводят в радостное возбуждение. Но потом одинаковые, формально праздничные, без конца повторяющиеся, будто клонированные, уже воспринимаются вскользь, не останавливая внимания, не задевая эмоций.
Дома, на собственной елке, те же шары, те же игрушки. И лампочки сияют теми же огоньками, повторяя уже надоевшие витринные ритмы “погас – загорелся”. Понимаю, так было всегда. Всегда производились игрушки, которые можно было купить. Но не эта покупная радость прежде была самой главной, составлявшей основное украшение елки (а потому, кстати, и радовала значительно больше, как редкость, как чудо, проникшее в дом из большого чудесного мира). Основным становился момент, когда из чуланов, с антресолей, из каких-то своих тайных убежищ, где они тихо пережидали весь год, вдруг появлялись видавшие виды коробки, и из них вынимались игрушки, некоторые были помяты, потерты, захватаны липкими от сладостей детскими пальцами, закопчены, закапаны воском свечей, сгоревших иногда больше столетия назад. Они помнили детский восторг не только папы и мамы, но каких-то загадочных, в эти дни становящихся близкими прадедов. Пространство семьи вливалось в пространство истории, а чья-то неведомая жизнь, давным-давно отжитая, начинала тревожить и занимать ребячье воображение. Семейное прошлое входило в праздник, уплотняя, облагораживая, усложняя его атмосферу. Среди тех игрушек много было самодельных, когда-то придуманных и сделанных во время совместной подготовки к будущей елке. Позолоченные орехи и шишки, тряпичные куколки, раскрашенные и наряженные под арлекинов и коломбин перегоревшие лампочки... Затейливые фигурки, самостоятельно вырезанные из цветного картона, соседствовали с дешевыми штампованными, что когда-то купили в магазине. Среди семейных игрушек встречались особенные. Без них невозможно было представить новогодние праздники, потому что кроме красоты и фантазии в них заключались память, любовь. Иногда они напоминали о постигшем семью горе, о невозвратимой утрате. Человека нет, но на елку каждый год вешают его неуклюжую детскую поделку. Со временем она становится все старомоднее, все больше выгорают ее краски. Среди нового блеска она вроде чужая. Но именно в ней – что-то самое главное, то, ради чего существует встреча Нового года, которая на самом-то деле – встреча времен.
В одной моей знакомой семье есть удивительная игрушка. Глава семьи был художником. И придумал для дочки поставить под елкой деревню. Каждый год, исключая лишь фронтовые, он делал по новому домику. Церковь, трактир. Бабы, мужики, ребятишки на заснеженной улице… Деревня все разрасталась. Теплые человеческие огоньки ее крошечных окон с каждым годом сильнее, загадочнее освещали елку, комнату, накрытый к праздничному ужину стол. Когда художника не стало, его деревня остановилась в росте. Но свет ее окон казался все истиннее. Какое-то бесконечно доброе, сложное чувство возникало при взгляде на эту игрушку, и каждый год ее создатель будто вместе со всеми садился к столу.
Мы много сегодня говорим о детях, о воспитании в семье, об утрате традиций. Мы придумываем программы, собираем симпозиумы, мечемся от конференции к конференции. Наше мышление по-современному холодно и глобально. Но, как в медицине, старые наивные лекарства лечат порой лучше дорогих патентованных средств, так и при формировании внутреннего мира ребенка решающими могут оказаться простые домашние, “оплаченные” искренностью и добротой впечатления. А вовсе не те, что покупаются за большие деньги, исподволь приобщая человека к стандартному “мы” большинства. Конечно, детство ждет чуда. Конечно, хочется, чтобы оно было не хуже (не дешевле), чем у других. Поэтому не надо быть фарисеями, кидаться из крайности в крайность. Деньги способны испортить многое, не только когда их платят за слишком дорогие подарки, но и когда из воспитательных целей в желанном подарке отказывают. И все-таки, если мы реально хотим, чтобы сохранялась духовная и культурная преемственность в обществе, стоит начать ее возрождение в семье как раз с “мелочей”. Потому что при соприкосновении внешнего мира и неповторимого нашего “я” мелочей не бывает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru