Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Ольга СОМОВА

Три рецензии и богатый издатель

Интервью с Александром Абрамовым, директором Московского института развития образовательных систем (МИРОС), членом-корреспондентом Российской академии образования.

Вот и все, что нужно сегодня, чтобы выпустить учебное пособие. То есть написать его может кто угодно. Вы, например, или я...

– Александр Михайлович, как вы думаете, почему все так страстно кинулись осуждать качество школьных учебников?

– Учебники создаются стихийно, и так будет до тех пор, пока мы не сформулируем ясно цели школы и “правила игры” в учебном книгоиздании.
Катастрофическое снижение качества учебников происходит потому, что они лишены серьезной экспертизы. Раньше для оценки учебника собиралась компетентная комиссия из авторитетных людей, четко определялись задачи, которые он должен был решать. Потом из нескольких созданных на конкурентной основе книг эта комиссия выбирала одну-две, и в течение многих лет они апробировались на практике.
Сегодня из экспертных комиссий удалены все авторы, а кому, как не им, судить о достоинствах и недостатках учебной литературы. Теперь, для того чтобы напечатать учебник, достаточно получить всего три рецензии, и, поскольку на рынке идет острая борьба за интересы, нередко побеждает тот издатель, у кого больше денег.
Выпуск любого учебного пособия когда-то предусматривал многие строгие процедуры, ни одна из которых, к сожалению, больше не работает.

– Известно, что среди учителей много сторонников старых учебников. Возможно ли в наше время обучение по некоторым учебникам советского времени?

– Ностальгия учителей по хорошей учебной литературе понятна, но время ставит перед нами совершенно иные задачи, и даже самые блестящие учебники прошлых лет не в силах их решить.

– Кто, на ваш взгляд, должен писать учебники: ученые или учителя?

– Это вечный спор. Но оптимально, когда автор совмещает в себе и то и другое. Идеальным примером может служить А.П.Киселев, 25 лет проработавший в гимназии, а затем еще 40 лет занимавшийся созданием учебников. Не случайно его учебники математики, написанные в конце XIX века, прослужили почти сто лет.
Умение писать хорошие учебники – редкий талант. Существует определенная дистанция между тем, что у человека в голове, и тем, что он должен донести до ученика в популярной форме. Условия нашей жизни таковы, что автор, дабы не умереть с голоду, вынужден писать в перерыве между приработками, в результате мы имеем несчетное количество “учебников на бегу”.

– Как вы относитесь к инициативе родительского сообщества провести экспертизу школьных учебников и создать собственный комплект учебных пособий?

– Такой проект представляется мне вполне позитивным. Он свидетельствует об определенной гражданской зрелости нашего общества.
В каком-то смысле мы обречены на позитивные перемены. Поэтому выход из тупика многие видят в создании совместной комиссии Российской академии образования и Российской академии наук. Сейчас РАН начинает включаться в процесс экспертизы учебников, и я уверен, что результаты этой работы станут заметны уже в ближайшие годы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru