Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
 

Согласитесь, что понятие театрального пространства школы требует специального пояснения. С одной стороны, существует театр как место, где люди, именуемые актерами, говорят со сцены не свои слова не своим голосом, живут чужими жизнями и имеют возможность умирать по нескольку раз в неделю. Это – театр профессиональный, с колоннами, бархатными креслами, буфетом в антракте. А когда мы говорим о школьном театре, возникает ощущение некоторой несерьезности: бумажные бороды, нехватка исполнителей-мальчиков, переизбыток исполнителей-девочек, хрюкающий не к месту микрофон. Театр и театр. Есть ли общее между этими явлениями? Только одно – страстное и ничем не объяснимое желание играть. Игра, дающая волшебную возможность вместо одной жизни прожить десять, умереть сотню раз, любить и быть любимым неоднократно. Присущее любому человеку желание расширить себя до размеров человечества и пережить ощущение безмерности мира. Странное и загадочное желание человека и маленького, и большого творчески самореализоваться.

Александра НИКИТИНА

Спектакль на тысячи лет

Оказывается, не детский театр вырос из взрослого, а совсем наоборот!

Не многие знают, как давно начал складываться наш детский театральный цех и как он развивался. А история довольно любопытная. Ведь нашими прародителями следует признать хранителей древнейших языческих культов: старейшин, шаманов, вождей племенных союзов, – словом тех, кто проводил некогда детей через испытания обряда инициации, помогая им вступить во взрослую жизнь и открывая тайны племенной культуры.
Обряд инициации – грандиозный спектакль, который складывался тысячелетиями, но в каждом конкретном случае тщательно готовился взрослыми и разыгрывался детьми. У каждого племени и каждого народа он имеет свои версии, но суть всегда одна: разыгрывается история о том, как ребенок умирает, его душа возвращается в страну предков, получает там новое имя и тайные знания, а затем возвращается в страну живых, т. е. оживает, возвращается к жизни новый человек – взрослый.
«Спектакль» разыгрывался, как правило, в сложных, специально выстроенных декорациях. Дети должны были пройти через специальное сооружение – дом предков. Внутреннее пространство дома ассоциировалось с утробой животного. Поэтому, войдя в дом, ребенок оказывается как бы поглощенным предками, ступившим в страну смерти, а выйдя, считается воскресшим. Обряд требует и соответствующей костюмировки. Присутствует и грим – он призван спрятать настоящее лицо посвящаемого, чтобы оградить его от враждебных духов.
Есть в обряде и сложное звуковое оформление. Обряд инициации в разных племенах проходили дети разного возраста, в среднем от 9 до 15 лет. Время «спектакля» у одних народов исчислялось часами, а у других – годами.

Среди «детских» обрядов, распространенных в славянских землях и доживших до XX в., особенно важно назвать обряд «плювиальной» (дождевой) магии. Этот «спектакль» в отличие от обряда инициации внешне очень прост. Маленькую девочку одевают в зеленые одежды, сплетенные из молодых ростков. Она идет от жилища к жилищу, а за ней следуют все остальные дети селения. Дети хором поют магическую песенку о дожде и росе, а каждая хозяйка около своего двора должна окатить их водой. Само собой разумеется, здесь не приходится говорить об искусстве как таковом, оно еще не выделилось из культа.
Хорошо известно, что две тесно связанные между собой идеи – возрождение души в новом качестве и удачное вызревание нового урожая – являются базовыми для любой древней культуры, мифологии и обрядности. Именно они лежат в основе Дионисийских праздников, из которых позднее возник великий греческий театр.
Интересна судьба школьного театра в России. Приобщить Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия на Украину впервые увидел он величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого, поручил ему воспитание и обучение собственных детей. Не без влияния Симеона Полоцкого и Артамона Матвеева открывается при дворе Алексея Михайловича «Потешная палата». Там для царя и приближенных играют немецкие и русские дети под руководством пастора Грегори, нанятого в немецкой слободе. Они разыгрывают сюжеты из Библии и древнегреческой мифологии. В царствование сына Алексея Михайловича – Петра на Красной площади строят «Комедиальную храмину» и приглашают руководить театром немцев. В качестве актеров туда набирают подростков из мещан и подьячих.
Но по-настоящему петровские замыслы реализуются не в «Комедиальной храмине», просуществовавшей только до 1706 г., а в школьных театрах Славяно-греко-латинской академии и Медицинской академии на Яузе. Школьный театр Славяно-греко-латинской академии был ориентирован прежде всего на воспитание самих учеников. Это театр закрытого типа, существовавший для нужд самой школы. По праздникам сюда наведывался царский двор. Удивительно, что ни театроведческая, ни педагогическая литература никогда не рассматривала феномен рождения русского театра как театра детского.
В научных трудах только фиксируется этот факт, но не осмысливается. Мы ничего не знаем об особенностях русского театра XVII–XVIII вв. как театра, где играют дети. Однако очевидно, что эти особенности раннего русского театра наряду с другими – его политической направленностью, строением драматургии и формированием русского литературного языка – определяют его эстетику. Знаменитая актриса Шереметевского театра Прасковья Ковалева-Жемчугова сыграла свои первые знаменитые трагедийные роли в 13 лет. Ребенком дебютировал на провинциальной сцене и Михаил Семенович Щепкин.
Всплеском активности детского театрального движения был отмечен рубеж XIX–XX вв. Начало XX в. сложно во всех отношениях. Сложным оказалось оно и для детского театрального движения. Спады и подъемы сменяют друг друга очень быстро. Они обусловлены сменой общественных настроений, экономическими и социальными потрясениями. Однако именно в начале XX в. резко раздвигаются рамки детского театрального движения, оно вторгается в область медицины, психологии, политики. Трудно очертить его границы и дать однозначную оценку различным явлениям. Однако отметим, что в новых государственных ритуалах дети играют огромную роль, без них не обходятся физкультурные парады, массовые праздники, партийные съезды.
Необычайный подъем активности детского театрального движения вновь начинается с конца 80-х гг. XX в. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Возникают театры, которые вновь стремятся к тому, чтобы их рассматривали в кругу эстетических явлений, а значит, и фестивали, которые ориентированы на показ именно таких театральных коллективов.
Среди современных фестивалей следует назвать «Московские каникулы» (Москва), «Рождественские встречи» (Вологда), «Театральные ладушки» (Глазов).
Можно спорить о проблемах и успехах детского театрального движения. Можно восхищаться самоотверженностью мастеров, бескорыстно посвятивших себя детям, и одновременно горько сетовать на низкий средний уровень профессиональной подготовки тех, кто занимается с детьми театром. Эти споры и разговоры в печати и на конференциях закономерны и неизбежны. Но, думается, сегодня крайне нужно понять иное. Именно на рубеже XX–XXI вв. театр, где играют дети, осознал себя как целостное и автономное явление. Значит, именно с этого момента начинается его осознанное самостроительство, его движение к идеалу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru