Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
 

Согласитесь, что понятие театрального пространства школы требует специального пояснения. С одной стороны, существует театр как место, где люди, именуемые актерами, говорят со сцены не свои слова не своим голосом, живут чужими жизнями и имеют возможность умирать по нескольку раз в неделю. Это – театр профессиональный, с колоннами, бархатными креслами, буфетом в антракте. А когда мы говорим о школьном театре, возникает ощущение некоторой несерьезности: бумажные бороды, нехватка исполнителей-мальчиков, переизбыток исполнителей-девочек, хрюкающий не к месту микрофон. Театр и театр. Есть ли общее между этими явлениями? Только одно – страстное и ничем не объяснимое желание играть. Игра, дающая волшебную возможность вместо одной жизни прожить десять, умереть сотню раз, любить и быть любимым неоднократно. Присущее любому человеку желание расширить себя до размеров человечества и пережить ощущение безмерности мира. Странное и загадочное желание человека и маленького, и большого творчески самореализоваться.

Вадим ЗЛОТНИКОВ

Костюмы, музыка и свет для старых истин

Строго педагогическое рассуждение на авансцене школьного театра

Место действия – школа

Действие, как известно, основной язык театра. А человек действующий – актер – основной носитель этого театрального языка. Можно, конечно, возразить, что между желанием поиграть и сценическим действием – дистанция огромного масштаба. Что ни сама способность к игре, ни богатая фантазия, ни эмоциональная развитость еще не означают возможности создать сценический образ. Однако это уже необходимое условие для начала творческого процесса, расположенность к нему, свойственная всем детям без исключения.
Вспомним, что именно эту расположенность к игре как к сценическому действию современная школа эксплуатирует очень широко. С самого начала учебного года создается некий план мероприятий, изначально учитывающий как само собой разумеющееся эту способность: от праздника знаний 1 сентября до капустника старшеклассников на выпускном вечере. Любое подобное событие подразумевает более или менее сложную театрализацию в соответствии с возможностями, вкусами и финансовым положением каждой конкретной школы. Ведь невозможно представить школу без новогоднего праздника, КВНа или без какого-то своего традиционного вечера, в той или иной степени требующего использования театральных форм (не говоря уже о постановках спектаклей силами временно создаваемых или постоянно действующих театральных коллективов). Театр не только занял внеурочное пространство, но и давно утвердился в формате традиционных уроков. Хорошо это или плохо – вопрос для серьезной педагогической дискуссии, но то, что это так, отрицать невозможно. В планах школьных мастерских появляются отдельно вписанные пункты о необходимости изготовления костюмов и декораций. Появляются так называемые творческие экзамены. Выяснилось, что театр коснулся не только традиционно гуманитарных дисциплин, но и таких «строгих» предметов, как химия, физика, математика. Актерский тренинг для учителей-предметников в качестве курсов повышения квалификации и появление такого нового понятия, как режиссура урока, постепенно и уверенно входят в профессиональную жизнь педагога. Фестивали школьных театров, проведение мастер-классов по применению театральных технологий в преподавании традиционных школьных дисциплин; а сколько появилось видов самих школьных театров, из которых при благоприятных условиях вырастают полупрофессиональные и профессиональные студии! И ведь всякий раз, рождаясь внутри школы, театральное пространство решает не абстрактно-эстетические проблемы, а исходит из практической задачи, стоящей перед педагогическим коллективом.
Вот только видимые грани явления, которое следует называть театральным пространством школы. Попробуйте исключить его из школьной жизни и посмотрите, что останется от так называемого «основного образования». Представление о том, что театр существует в школе, являясь лишь одной из форм дополнительного образования, не только несправедливо, но и давно не соответствует сложившейся практике.

Общее образование как предлагаемые обстоятельства

Конечно, если относиться к школе как к месту, где ребенок должен только «усваивать знания», тогда все в порядке. Тогда правы те, кто говорит, что театр и игра отвлекают от этого серьезного занятия. Но как быть с тем, что само знание о мире постоянно меняется и развивается? Как быть с тем, что, собравшись вместе, дети образуют уникальный социум со своими законами и ценностями? Как быть с основной схемой обучения: прослушал (прочитал) – запомнил (выучил) – воспроизвел (сдал экзамен)? Ведь она подходит всего десяти процентам школьников, как раз той части человечества, которая действительно мыслит и познает мир рационально-логическим способом. Ориентация школы на исключительно интеллектуальную деятельность и такое понятие, как «оценка уровня знаний», уже давно стали предметом научно-педагогических споров. Но пока еще ученик получает оценку исключительно по приведенной выше схеме.
Сотни тысяч детей поставлены в условия оценивания знаний, которые они обязаны были усвоить по программе. А тем, кто не усвоил, каждый день объясняют, что они не могут нормально учиться. Кого такое может вдохновить? Дети просто перестают ходить в школу.

Образование: работа над образом

А ведь именно театральное пространство дает ребенку возможность найти свой собственный способ учения, при котором он, как это ни странно, часто получает гораздо больше знаний, чем в условиях обычного урока. Дело в том, что для многих детей существование внутри театрального пространства есть адекватный их возрасту способ освоения культурных ценностей. Кроме того, театральная форма образования не только расширяет знания, но и создает ситуацию успешного их освоения, а значит, формирует мотивацию к дальнейшему образованию, открывая человеку его собственные возможности..
Конечно, не надо строить иллюзий в отношении положительного или отрицательного влияния искусства и творчества на нравственность и мораль. Хорошо известно, что среди преступников такое же количество «творческих натур», как и в других слоях общества. Однако столкновение ребенка в театральном пространстве с аллегориями и образами тех или иных жизненных явлений (добра и зла, дружбы и предательства, любви и ненависти), со сценическим их воплощением, дает ему вполне реальное, чувственное представление об этих явлениях, и такого рода информация перестает быть для детей отвлеченной, абстрактной. Сыграть злодея или полюбить на сцене, решать проблемы выбора, стоящие перед твоим героем, вовсе не одно и то же, что прочесть об этом в книге или посмотреть в фильме. Это есть прямое участие в сценической, но все же –реальности, где зрителя не обманешь, где придется быть искренним, где все же необходимо сперва задуматься над поступком, а потом заставить себя целиком этот поступок сыграть. И это должно быть убедительно для партнеров и правдоподобно для зрителя.

Оценка факта

Несмотря на весьма распространенное мнение, что школьное театральное пространство существует исключительно как педагогическое явление и не может создавать эстетически ценных форм искусства, мой личный опыт и опыт других педагогов, работающих в этой области, не подтверждает этот тезис.
Хорошо известно, что профессионализм актера заключается в его способности играть свою роль столько раз, сколько потребуется, и всякий раз играть ее хорошо и как бы впервые. Безусловно, школьник, не владеющий актерской техникой и не защищенный сценическим опытом, этого не может. Но у него есть ряд серьезных преимуществ перед профессионалом. В первую очередь у него нет необходимости постоянно играть одну и ту же роль много лет подряд. Во-вторых, степень его искренности профессионалу и не снилась. Конечно, создание сценического образа в том смысле, как это понимает профессиональный театр, явление для школьной сцены весьма редкое. Проще всего маленькому актеру освоить способ игры, который в театре называют «я в предлагаемых обстоятельствах». Однако ребенок физически значительно более подвижен, чем взрослый. Он более гибок, азартен и не обременен житейскими заботами. Но и это не главное. Наиболее важным мне представляется его желание творить, не отягощенное какой бы то ни было конъюнктурой. Имея дело с детским творчеством, можно смело сказать, что мы имеем дело с чистым искусством, чистой жаждой творчества. И перед нами может быть не столько эстетический продукт, сколько абсолютно светлый эстетический процесс. Отсюда и возникает личностная ценность происходящего, глубокое внутреннее присвоение знаний о мире и о себе. Отсюда и желание применить театральные технологии в преподавании традиционных предметов. Ведь кроме более глубокого усвоения материала ребенок убеждается в том, что он может учиться. Учиться, оказывается, интересно, только «мой путь» лежит не через «прослушал – запомнил – воспроизвел», он лежит в области моего собственного проживания, чувствования и понимания.

Характерная особенность

Театральное пространство школы состоит не только из возможности «поактерствовать». Ролевая игра, праздник, вообще любое сценическое действие – это еще и огромная работа. И совершенно не важно, имеем мы дело с небольшим классным «огоньком», на котором решили поздравить с днем рождения сверстника, или с созданием полноценного спектакля с декорациями, костюмами, музыкой и светом. Нет такого ребенка, которому не нашлось бы места в этом процессе, даже если предположить, что, по мнению взрослых, у кого-то из детей существует абсолютное отсутствие интереса к учебе. У любого человека, а тем более у школьника, всегда есть интерес к себе, всегда есть энергия для самореализации. Именно эта энергия дает возможность проявиться в поле театрального пространства.

Маска, я вас знаю

Для меня совершенно очевидно, что театральное пространство школы ориентируется прежде всего на нужды образовательного и воспитательного процесса, происходящего в его стенах. Причем оно использует только те возможности, которые школа готова предоставить здесь и сейчас. Оно компенсирует вакуум, который образуется в общем педагогическом пространстве образовательных учреждений из-за некоторой их однобокости. Например, из-за деления обучения и воспитания на два вида образования – основное и дополнительное. Почему-то умение общаться, понимать, слушать и выбирать относится к дополнительному образованию, а заучивание тригонометрических формул и структуры бензольных колец – к основному. И уж конечно, «умная голова» почему-то важнее, чем «умные руки».
Театральное пространство школы дает возможность проверить эти и другие истины, а заодно развернуть обучение в любой, самой обычной средней школе, лицом к главному объекту образования – ребенку. И, может быть, именно в школьном театре нашим детям не придется надевать театральные маски, чтобы остаться самими собой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru