ТЕАТРАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
Согласитесь, что понятие театрального
пространства школы требует специального
пояснения. С одной стороны, существует театр как
место, где люди, именуемые актерами, говорят со
сцены не свои слова не своим голосом, живут
чужими жизнями и имеют возможность умирать по
нескольку раз в неделю. Это – театр
профессиональный, с колоннами, бархатными
креслами, буфетом в антракте. А когда мы говорим о
школьном театре, возникает ощущение некоторой
несерьезности: бумажные бороды, нехватка
исполнителей-мальчиков, переизбыток
исполнителей-девочек, хрюкающий не к месту
микрофон. Театр и театр. Есть ли общее между этими
явлениями? Только одно – страстное и ничем не
объяснимое желание играть. Игра, дающая
волшебную возможность вместо одной жизни
прожить десять, умереть сотню раз, любить и быть
любимым неоднократно. Присущее любому человеку
желание расширить себя до размеров человечества
и пережить ощущение безмерности мира. Странное и
загадочное желание человека и маленького, и
большого творчески самореализоваться.
Костюмы, музыка и свет для старых
истин
Строго педагогическое рассуждение на
авансцене школьного театра
Место действия – школа
Действие, как известно, основной язык
театра. А человек действующий – актер – основной
носитель этого театрального языка. Можно,
конечно, возразить, что между желанием поиграть и
сценическим действием – дистанция огромного
масштаба. Что ни сама способность к игре, ни
богатая фантазия, ни эмоциональная развитость
еще не означают возможности создать сценический
образ. Однако это уже необходимое условие для
начала творческого процесса, расположенность к
нему, свойственная всем детям без исключения.
Вспомним, что именно эту расположенность к игре
как к сценическому действию современная школа
эксплуатирует очень широко. С самого начала
учебного года создается некий план мероприятий,
изначально учитывающий как само собой
разумеющееся эту способность: от праздника
знаний 1 сентября до капустника старшеклассников
на выпускном вечере. Любое подобное событие
подразумевает более или менее сложную
театрализацию в соответствии с возможностями,
вкусами и финансовым положением каждой
конкретной школы. Ведь невозможно представить
школу без новогоднего праздника, КВНа или без
какого-то своего традиционного вечера, в той или
иной степени требующего использования
театральных форм (не говоря уже о постановках
спектаклей силами временно создаваемых или
постоянно действующих театральных коллективов).
Театр не только занял внеурочное пространство,
но и давно утвердился в формате традиционных
уроков. Хорошо это или плохо – вопрос для
серьезной педагогической дискуссии, но то, что
это так, отрицать невозможно. В планах школьных
мастерских появляются отдельно вписанные пункты
о необходимости изготовления костюмов и
декораций. Появляются так называемые творческие
экзамены. Выяснилось, что театр коснулся не
только традиционно гуманитарных дисциплин, но и
таких «строгих» предметов, как химия, физика,
математика. Актерский тренинг для
учителей-предметников в качестве курсов
повышения квалификации и появление такого
нового понятия, как режиссура урока, постепенно и
уверенно входят в профессиональную жизнь
педагога. Фестивали школьных театров, проведение
мастер-классов по применению театральных
технологий в преподавании традиционных школьных
дисциплин; а сколько появилось видов самих
школьных театров, из которых при благоприятных
условиях вырастают полупрофессиональные и
профессиональные студии! И ведь всякий раз,
рождаясь внутри школы, театральное пространство
решает не абстрактно-эстетические проблемы, а
исходит из практической задачи, стоящей перед
педагогическим коллективом.
Вот только видимые грани явления, которое
следует называть театральным пространством
школы. Попробуйте исключить его из школьной
жизни и посмотрите, что останется от так
называемого «основного образования».
Представление о том, что театр существует в
школе, являясь лишь одной из форм
дополнительного образования, не только
несправедливо, но и давно не соответствует
сложившейся практике.
Общее образование как предлагаемые
обстоятельства
Конечно, если относиться к школе как к
месту, где ребенок должен только «усваивать
знания», тогда все в порядке. Тогда правы те, кто
говорит, что театр и игра отвлекают от этого
серьезного занятия. Но как быть с тем, что само
знание о мире постоянно меняется и развивается?
Как быть с тем, что, собравшись вместе, дети
образуют уникальный социум со своими законами и
ценностями? Как быть с основной схемой обучения:
прослушал (прочитал) – запомнил (выучил) –
воспроизвел (сдал экзамен)? Ведь она подходит
всего десяти процентам школьников, как раз той
части человечества, которая действительно
мыслит и познает мир рационально-логическим
способом. Ориентация школы на исключительно
интеллектуальную деятельность и такое понятие,
как «оценка уровня знаний», уже давно стали
предметом научно-педагогических споров. Но пока
еще ученик получает оценку исключительно по
приведенной выше схеме.
Сотни тысяч детей поставлены в условия
оценивания знаний, которые они обязаны были
усвоить по программе. А тем, кто не усвоил, каждый
день объясняют, что они не могут нормально
учиться. Кого такое может вдохновить? Дети просто
перестают ходить в школу.
Образование: работа над образом
А ведь именно театральное пространство
дает ребенку возможность найти свой собственный
способ учения, при котором он, как это ни странно,
часто получает гораздо больше знаний, чем в
условиях обычного урока. Дело в том, что для
многих детей существование внутри театрального
пространства есть адекватный их возрасту способ
освоения культурных ценностей. Кроме того,
театральная форма образования не только
расширяет знания, но и создает ситуацию
успешного их освоения, а значит, формирует
мотивацию к дальнейшему образованию, открывая
человеку его собственные возможности..
Конечно, не надо строить иллюзий в отношении
положительного или отрицательного влияния
искусства и творчества на нравственность и
мораль. Хорошо известно, что среди преступников
такое же количество «творческих натур», как и в
других слоях общества. Однако столкновение
ребенка в театральном пространстве с
аллегориями и образами тех или иных жизненных
явлений (добра и зла, дружбы и предательства,
любви и ненависти), со сценическим их
воплощением, дает ему вполне реальное,
чувственное представление об этих явлениях, и
такого рода информация перестает быть для детей
отвлеченной, абстрактной. Сыграть злодея или
полюбить на сцене, решать проблемы выбора,
стоящие перед твоим героем, вовсе не одно и то же,
что прочесть об этом в книге или посмотреть в
фильме. Это есть прямое участие в сценической, но
все же –реальности, где зрителя не обманешь, где
придется быть искренним, где все же необходимо
сперва задуматься над поступком, а потом
заставить себя целиком этот поступок сыграть. И
это должно быть убедительно для партнеров и
правдоподобно для зрителя.
Оценка факта
Несмотря на весьма распространенное
мнение, что школьное театральное пространство
существует исключительно как педагогическое
явление и не может создавать эстетически ценных
форм искусства, мой личный опыт и опыт других
педагогов, работающих в этой области, не
подтверждает этот тезис.
Хорошо известно, что профессионализм актера
заключается в его способности играть свою роль
столько раз, сколько потребуется, и всякий раз
играть ее хорошо и как бы впервые. Безусловно,
школьник, не владеющий актерской техникой и не
защищенный сценическим опытом, этого не может. Но
у него есть ряд серьезных преимуществ перед
профессионалом. В первую очередь у него нет
необходимости постоянно играть одну и ту же роль
много лет подряд. Во-вторых, степень его
искренности профессионалу и не снилась. Конечно,
создание сценического образа в том смысле, как
это понимает профессиональный театр, явление для
школьной сцены весьма редкое. Проще всего
маленькому актеру освоить способ игры, который в
театре называют «я в предлагаемых
обстоятельствах». Однако ребенок физически
значительно более подвижен, чем взрослый. Он
более гибок, азартен и не обременен житейскими
заботами. Но и это не главное. Наиболее важным мне
представляется его желание творить, не
отягощенное какой бы то ни было конъюнктурой.
Имея дело с детским творчеством, можно смело
сказать, что мы имеем дело с чистым искусством,
чистой жаждой творчества. И перед нами может быть
не столько эстетический продукт, сколько
абсолютно светлый эстетический процесс. Отсюда и
возникает личностная ценность происходящего,
глубокое внутреннее присвоение знаний о мире и о
себе. Отсюда и желание применить театральные
технологии в преподавании традиционных
предметов. Ведь кроме более глубокого усвоения
материала ребенок убеждается в том, что он может
учиться. Учиться, оказывается, интересно, только
«мой путь» лежит не через «прослушал – запомнил
– воспроизвел», он лежит в области моего
собственного проживания, чувствования и
понимания.
Характерная особенность
Театральное пространство школы состоит
не только из возможности «поактерствовать».
Ролевая игра, праздник, вообще любое сценическое
действие – это еще и огромная работа. И
совершенно не важно, имеем мы дело с небольшим
классным «огоньком», на котором решили
поздравить с днем рождения сверстника, или с
созданием полноценного спектакля с декорациями,
костюмами, музыкой и светом. Нет такого ребенка,
которому не нашлось бы места в этом процессе,
даже если предположить, что, по мнению взрослых, у
кого-то из детей существует абсолютное
отсутствие интереса к учебе. У любого человека, а
тем более у школьника, всегда есть интерес к себе,
всегда есть энергия для самореализации. Именно
эта энергия дает возможность проявиться в поле
театрального пространства.
Маска, я вас знаю
Для меня совершенно очевидно, что
театральное пространство школы ориентируется
прежде всего на нужды образовательного и
воспитательного процесса, происходящего в его
стенах. Причем оно использует только те
возможности, которые школа готова предоставить
здесь и сейчас. Оно компенсирует вакуум, который
образуется в общем педагогическом пространстве
образовательных учреждений из-за некоторой их
однобокости. Например, из-за деления обучения и
воспитания на два вида образования – основное и
дополнительное. Почему-то умение общаться,
понимать, слушать и выбирать относится к
дополнительному образованию, а заучивание
тригонометрических формул и структуры
бензольных колец – к основному. И уж конечно,
«умная голова» почему-то важнее, чем «умные
руки».
Театральное пространство школы дает возможность
проверить эти и другие истины, а заодно
развернуть обучение в любой, самой обычной
средней школе, лицом к главному объекту
образования – ребенку. И, может быть, именно в
школьном театре нашим детям не придется надевать
театральные маски, чтобы остаться самими собой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|