Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Возвращаясь к теме “нестандартных” детей

Послесловие к вашим письмам

Письма с ответами на вопросы предыдущего ИУМа продолжают приходить. Мы, безусловно, еще поговорим о детях, непохожих на других. Потому что других детей просто не существует на белом свете. «Дети бывают не трудными, а неудобными» (Зинаида Новлянская, психолог). Причем «трудными становятся те, кому не хватало тепла, внимания и терпения взрослых людей, кому мы вовремя не протянули руку помощи» (Андрей Яхно, учитель, Краснодар). А «перевоспитывать надо не детей, а учителей, не желающих их понимать» (Андрей Герасимов, учитель, Костромская область). К сожалению, «в педагогической среде распространена позиция: “Он не хочет учиться, мешает другим, и я за ним бегать не обязан. Пусть сначала у него появится интерес к учебе, вот тогда и мы его поддержим” (Людмила Сунцова, директор школы).
«При всем различии школ, будь то школы, работающие по традиционной методике, или школы, использующие в своей работе современные технологии, все они делятся на две группы. Первая – это школы, в которых ребенок существует для школы, а учитель – для администрации. В таких школах плохо всем: и ребенку, и учителю. Думаю, что таких школ у нас немало. И вторая группа. В нее входят школы, которые существуют для ребенка. В них все подчинено интересам ребенка. Там он не служит орудием достижения определенных, пусть и благородных целей. Вот такие школы идеально подходят каждому ученику. Хочется верить, что именно таких школ с каждым годом будет все больше» (Ольга Степанькова, Краснодарский край).
Правила, которые должны соблюдать учителя при работе с разными учениками, отнюдь не простые: «Быть добрым, а не добреньким учителем. Исключить строгость, а тем более грубость. Всегда сохранять чувство юмора. Искать в каждом трудном ребенке только хорошее. Не забывать заповедь отечественной философии “Во всем должно быть чувство меры”. Учить действовать по простому принципу: “Делай то, что тебе интересно”. Быть другом у таких детей. (А.Н.Рябов, директор школы, Пензенская область).
При этом мы не имеем права забывать, что “идеально подходит школе не ребенок, а маленький робот, который не плачет, не боится, не смеется, не хочет в туалет (нельзя на уроке проситься), не бегает (нельзя носиться по школе), не ест, не пьет, не разговаривает, не вертится, не поднимает упавший на пол карандаш, не забывает ничего, не интересуется ничем, кроме уроков, выполняет все распоряжения, преданно глядя вам в глаза...” (Галина Голубева, Воронежская область).
«Мы взрослые и мудрые. Они слабые и беззащитные, как бы ни бравировали своей независимостью. Мы в разных весовых категориях. У нас разные права. Обижать всегда легче, тем более того, кто не сможет тебе противостоять на равных. Надо уметь не обострять ситуацию, не заводиться по пустякам и не опускаться до мщения. Надо верить в то, что дети добрые и великодушные, они не терпят скуки и однообразия» (Ольга Степанькова, Краснодарский край).
А идеальная школа – это «нечто из области фантастики» (Т.Палиханова, Дмитров). Кто знает, может быть, нашим мечтам суждено сбыться и мы еще поработаем в такой школе. Думаю, это вполне реально, ведь неравнодушных учителей у нас гораздо больше, чем безразличных. Мы благодарны Галине Голубевой, Ольге Степаньковой, А.Н.Рябову, Андрею Яхно за серьезные, глубокие размышления о своей работе и проблемах, с которыми учитель сталкивается ежедневно. А из Дмитрова пришло пятнадцать писем из одной школы – на наши вопросы ответили учителя и директор, Алла Курбатова. Получился потрет целой школы. Ответы такие разные, что... К сожалению, многие письма пришли слишком поздно, и сегодня мы смогли опубликовать лишь по нескольку фраз из каждого. Знаем, что учителю трудно найти время для долгого письма-размышления, что порой невозможно выкроить минутку-другую, чтобы передохнуть. И тем не менее не откладывайте эту работу, особенно если вы хотите участвовать в общем разговоре на страницах нашей газеты. Для нас очень важно именно ваше мнение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru