Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
 

Галина ПИЧУГИНА

Ты бы в фермеры пошел...

Инновационные модели трудовой подготовки сельских школьников: удачи и парадоксы

Принятые в начале девяностых годов законодательные акты о земельной реформе и Закон “Об образовании” существенно повлияли на развитие сельского образования. Они дали импульс к модернизации системы сельскохозяйственной подготовки в массовых сельских школах. Во множестве стали возникать инновационные модели сельских школ. Педагоги-практики эмпирически пытались модернизировать систему образования на селе, привести ее в соответствие с современными требованиями и местными условиями. Большинство таких школ формулировали свою цель как “подготовку выпускников к фермерству”. Модели достаточно разнообразны и отражают специфику тех конкретных условий, в которых они работают. Прошло уже достаточно времени с момента их возникновения, поэтому можно рассуждать об особенностях разных типов таких школ. Приблизительно их можно разделить на две группы:
– школы, которые осуществляют допрофессиональную сельскохозяйственную подготовку самостоятельно;
– школы, в которых такая подготовка реализуется через сотрудничество с учебными заведениями профессионального образования различного уровня.
Анализируя некоторые инновационные модели, попытаемся сформулировать наиболее типичные их проблемы. Михайловская средняя школа-колледж (Курганинский район Краснодарского края) по идее ее организаторов должна занять в системе непрерывного профессионального образования промежуточное положение между средним и высшим звеньями, обеспечивая интеграцию школы и вуза. В учебный план школы включено несколько спецдисциплин сельскохозяйственного профиля, к работе над учебными программами привлечены местные специалисты, выпускники получают удостоверения Краснодарского регионального института агробизнеса по профилям “руководитель фермерского хозяйства”, “фермер-менеджер”. Однако учебный процесс не претерпел существенных изменений. Добавились лишь новые предметы, а основа осталась старой – уроки, объяснения учителя, домашние задания.
Оригинальная модель сельскохозяйственной подготовки молодежи реализуется в агрошколе “Зосима” в деревне Середа Городищенского района Пензенской области, которую ее создатели определяют как “учебно-производственную лабораторию допрофессиональной подготовки учащихся к агробизнесу”. Основной контингент учеников – социально запущенные подростки, поэтому наряду с обучением большое внимание уделяется их психологической, социальной адаптации, здоровому образу жизни. Учебный план включает курсы по животноводству, растениеводству, экологии, на теоретический курс отводится 30% учебного времени. Большая часть – на приобретение знаний в процессе реальной деятельности. Каждый слушатель школы работает в рамках индивидуального и группового плана, имеет возможность участвовать как соавтор в исследовательской работе.
Еще одна распространенная модель – “сельская школа – сельскохозяйственный вуз” играет сейчас все большую роль в профессиональном самоопределении сельских школьников. Ведущая роль в разработке таких систем принадлежит Московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии, где создано специальное подразделение – центр довузовской подготовки, цель которого – повышение общеобразовательного уровня и ориентация школьников на сельскохозяйственные профессии. Преподавание общеобразовательных предметов в таких школах ведут учителя, а преподавание спецкурсов и проведение по ним тестовых испытаний осуществляют студенты и преподаватели ТСХА. Вузы оказывают помощь сельским школам и путем организации заочного обучения, что позволяет подготовиться к поступлению в институт ученикам из самых отдаленных регионов.
Эффективные модели подготовки школьников к сельскохозяйственному труду разрабатываются в некоторых сельских школах-интернатах, для которых подсобные хозяйства – существенный источник обеспечения воспитанников продуктами питания. Нередко именно сельскохозяйственный труд становится системообразующим элементом всего учебно-воспитательного процесса. Именно такая модель разработана педагогами Красногородской агрошколы-интерната (Псковская область), ученики которой получают подготовку такого уровня, которая позволяет после выпуска грамотно вести собственное приусадебное хозяйство.
Анализируя различные модели инновационных сельских школ, с некоторым сожалением приходится констатировать, что большинство из них ориентировано на подготовку детей к фермерству или на поступление в сельскохозяйственные вузы. При этом, рассматривая учебный процесс в таких школах с точки зрения дидактики, можно констатировать, что основной упор делается на усвоение огромной массы специфических фактов, при том что практические работы часто существенно оторваны по времени от теоретических блоков. Существующие методы обучения чаще всего не ориентируют школьников на самостоятельное учение, практически не используется метод проектов.
Серьезное противоречие заключается и в том, что, осуществляя подготовку к фермерству, к ведению индивидуального хозяйства, школы практически игнорируют основной на сегодняшний день объект индивидуального хозяйства – личные подсобные хозяйства семей школьников. Их образовательный потенциал практически не используется. Но тем не менее отдельные компоненты разработанных моделей заслуживают внимания и применения в массовых сельских школах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru