РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Антуан Компаньон Демон теории: Литература и
здравый смысл
М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001
В
любой стране мира во все времена студент-филолог
перво-наперво изучает теорию литературы. Потом
уже на нее нанизываются прочие
литературоведческие дисциплины. Но во всех
странах (по крайней мере культурно развитых)
отношение к теории литературы разное. Например,
во Франции к ней вплоть до 70-х годов ХХ столетия
относились немного свысока. В университетских
учебных программах не было такого предмета. Даже
вождь структуралистов Ролан Барт в середине 60-х
отводил теории литературы весьма ограниченное
место в кругу прочих филологических дисциплин;
ученый полагал, что она выполняет чисто
служебную функцию – снабжает литературоведов и
критиков общими терминами и понятиями, и не более
того. Возможно, все потому, что у французов, как
принято считать, «не теоретический» ум…
Прошли годы, и вот ученик Барта Антуан Компаньон
фактически реабилитировал теорию литературы,
показал ее самостоятельное значение, ее сложный
исторический путь, ее вариативность. На Западе
выход «Демона теории» стал настоящим событием в
гуманитарных кругах, теперь книга появилась и на
русском. Автор поместил теорию «на совершенно
иное место – не служанки и не госпожи конкретных
литературоведческих исследований, а их
агрессивного, въедливого оппонента», пишет
переводчик книги Сергей Зенкин. Теория у
Компаньона из нейтрально-описательной,
академически застывшей дисциплины становится
целостной, развивающейся тенденцией. Фактически
автор выводит теорию за рамки науки,
парадоксальным образом сближая ее с самой
литературой. Историко-аналитический метод,
объединившись с субъективно-художественным, дал
необычный результат. Это книга о «демонической»,
противоречивой сущности литературной теории.
Компаньон учит читателя быть «бдительным,
подозрительным, скептичным, ироничным», ибо
теория, по убеждению автора, – это «школа
иронии». Изящный слог, каковым написана эта, в
общем, довольно специальная книга, прекрасно
иллюстрирует намерения французского ученого.
Эта книга – своего рода субъективное пособие по
предмету «теория литературы». Оглавление ее
напоминает курс лекций. Компаньон выделяет в
своей дисциплине семь основных вопросов:
литературу, автора, мир, читателя, стиль, историю
и ценность. В каждом разделе дан обзор
теоретических концепций прошлого. Здесь и
Аристотель, и Шлейермахер, и русские формалисты,
и Пражский лингвистический кружок, и
американская «новая критика», и конечно же
французский структурализм… Правда, почему-то
забыта Тартуская семиотическая школа, давшая
Юрия Лотмана и других филологов мировой
величины. Самое интересное у Компаньона –
сопоставления концепций, авторские оценки,
попытки найти современный, адекватный нашему
времени теоретический инструментарий. Кстати,
радикальные постмодернистские идеи автору не
близки, он и со своим учителем Роланом Бартом по
некоторым вопросам полемизирует. Но особенно
сурово Компаньон критикует попытки возродить в
наши дни позитивизм, биографизм и прочие
филологические методы, потерявшие, по убеждению
автора, актуальность еще в начале ХХ века.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|