Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

НАШИ  КОНСУЛЬТАЦИИ

Как проветривать школьные помещения?
Ведущую роль в обеспечении нормальных условий для занятий выполняет вентиляция учебных помещений. Важно не только то, что за время урока в помещении повышается температура воздуха, но и что в нем накапливаются продукты жизнедеятельности (углекислота и др.). Ухудшение состояния воздушной среды на уроках вызывает у учеников сонливость, невнимательность, неблагоприятные вегетативные сдвиги. Часто это приводит к отрицательному отношению детей и подростков к школе и учебе. Известна история, что гитарист группы “Битлз” Дж. Харрисон бросил школу, а позднее говорил: там ему не нравилось, потому что в школе пахло капустой! Подсчитано, что для удаления загрязнителей воздушной среды и для сохранения санитарных качеств воздуха классного помещения в течение урока в нем объем воздуха должен сменяться 4–5 раз за час. Естественным путем через неплотности окон и дверей сменяется за час всего 1–0,5 его объема за час. Поэтому необходимо либо использовать принудительную приточную вентиляцию (если школа ею оборудована), либо регулярно в течение дня проветривать классные помещения. При этом, когда температура наружного воздуха выше 0°С, в классах должны быть открыты фрамуги или форточки, а при температуре выше 15°С – окна. Конечно, надо следить при этом, чтобы не охлаждались излишне ученики, сидящие близко к окнам.
Каждую перемену проводят сквозное проветривание, открывая не только все окна, но и двери класса. Это же необходимо делать и в рекреациях.
Часто классные помещения или рекреации первого этажа заполнены неприятными запахами или из туалетов, или из кухни. Причина здесь чаще не в недостатках школьной вентиляции, а в неправильном ее использовании из-за незнания законов вертикального и горизонтального движения воздушных потоков в школьном помещении. Воздух из классов удаляется обычно в атмосферу через неплотности окон и через щели под дверями в рекреацию, а оттуда – через вытяжные каналы туалетов. Это естественное и гигиеничное направление. Чтобы его сохранить, зимой окна и фрамуги можно открывать только в классах и рекреациях. Если для проветривания открыть окна в туалетах, холодный (более тяжелый) воздух опрокинет воздушный поток, и дурно пахнущий воздух санитарных узлов начнет поступать в рекреации и классы. Учитывая перемещение воздушных масс по вертикали, следует особенно тщательно проветривать классы и рекреации в верхних этажах.
Чтобы по зданию не распространялись пищевые запахи, проветривание обеденных залов нужно проводить, открывая окна столовой, при закрытых окнах помещения кухни. В храме науки не будет пахнуть щами, поскольку такой порядок соответствует законам горизонтального перемещения теплого и холодного потоков воздуха.
Если в стенах имеются вытяжные вентиляционные каналы, они действуют за счет разности давлений внутри помещения школы и вне его (при наличии ветра), а главное – за счет разности наружной и внутренней температуры. Тягу в этих каналах необходимо проверять и в нужных случаях прочищать их.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха. При наружной температуре ниже – 5°С длительность сквозного проветривания не должна превышать трех минут, при уличной температуре в диапазоне от –5°С до +5°С она составляет 3–7 минут, а при более высокой – 10 минут и более. В большую перемену и между сменами длительность проветривания увеличивается. (Более подробно см. в кн.: Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. –М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.)

Как сельский учитель я пользуюсь льготами на жилье и коммунальные услуги. Одновременно я имею право на льготы как вдова погибшего при исполнении обязанностей сотрудника органов внутренних дел. В расчетно-кассовом центре коммунального хозяйства мне сказали, что я не имею права пользоваться двумя льготами, а мои объяснения, что я разделила одну льготу на два министерства, они называют противоречащими закону. Ответьте, пожалуйста, имею ли я право часть льгот использовать как учитель, а часть – как семья погибшего?
Согласно законодательству учителю, проживающему и работающему в сельской местности, предоставляется бесплатное жилье с освещением и отоплением. Используемые для отопления и освещения дрова, газ, электричество и другие энергоносители предоставляются бесплатно по нормативам, устанавливаемым местными органами власти в соответствии с местными условиями и ценами (финансовыми возможностями администрации). Льготы семьям погибших предоставляются по коммунальным услугам в форме 50% оплаты их фактического расхода. Кроме того, в этом случае в льготы включается и 50%-ная оплата телефона, которая не предоставляется учителю. Вы бы пользовались двойной льготой, если бы за одну и ту же услугу получали компенсации из двух разных источников. Так, если вам электричество (в пределах местного норматива) предоставляется бесплатно, за него же еще и платят по половинному тарифу. Что касается телефона, выбрав себе один источник льгот (например, по линии Министерства образования), вы должны его лишиться? Думается, что территориальная администрация должна вам сперва разъяснить ваши права: какие и в каком объеме льготы вам предоставляются и на каком основании. А затем согласовать с вами с учетом ваших интересов перечень и объемы льгот, какими вы будете пользоваться. Учитывать бесплатные льготы и отчитываться перед соответствующими министерствами – задача администрации.

Имею ли я право получать пенсию за выслугу лет (мне 52 года) и пенсию как вдова по случаю потери кормильца – сотрудника органов внутренних дел?
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 20 мая 1996 г. №1-4-У право на получение второй пенсии имеют вдовы лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, погибших в период Отечественной войны, не вступившие в новый брак. В этом указании ссылаются на Закон РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей” от 12.02.93 г. № 4468-1 (в редакции Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей” от 28 ноября 1995 г. № 186-ФЗ, о котором вы спрашиваете). Более подробно разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения вам могут дать в местном управлении социальной защиты населения.

В нашей школе еженедельно устраиваются совещания, которые начинаются в 15 часов. У многих учителей уроки заканчиваются значительно раньше. Они эти совещания не посещают, ссылаясь на то, что время вынужденного ожидания не оплачивается (оплата труда у нас почасовая). Администрация предъявляет к ним претензии, объявляет выговоры, лишает премии. Я председатель профкома, и администрация и учителя требуют от меня поддержки. Прошу помочь мне в разрешении этой проблемы.
Никаких нормативов на количество совещаний, их продолжительность, тематику нет. Есть здравый смысл: собрания и совещания не должны мешать работе, а помогать ей. С другой стороны, совещание совещанию рознь. Бывают, как вы знаете, методические совещания, информационные, инструктивные, на которые могут быть приглашены докладчики из сторонних организаций. В зависимости от темы на совещание не обязательно собирать всех работников, а только тех, кому это необходимо или полезно (учителей-предметников, классных руководителей и воспитателей). Для начала вы проанализируйте тематику проведенных совещаний, определите круг лиц, которым тема была важна, кто не был и по каким причинам. Если в анализе примут участие учителя (но не в форме очередного совещания, а в рабочем порядке), они внесут предложения и по обсуждаемым вопросам, и по графику проведения собраний.
По поводу того, что часы ожидания не оплачиваются. Обратите, пожалуйста, внимание на то, как оформлены трудовые договора с работниками. Почасовая оплата еще не означает, что учитель должен приходить в школу только на время проведения занятий. Как известно, педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочей недели 36 часов. В месяц это составит 144 часа. А вот установленную месячную тарифную ставку учителю платят за выработку установленной учебной нагрузки 18 часов в неделю (72 часа в месяц). Итак, подчеркну: на работе учитель в течение месяца должен быть 144 часа. Это не значит, что все время – в школе; может, и в библиотеке. Если за месяц учитель провел более 72 учебных часов, то уроки сверх нормы ему могут быть оплачены по почасовым ставкам. Но среди 144 часов может найтись 1,5–2 часа для совещания? Если же работник оформлен как внештатный учитель-почасовик, конечно, участие в обязательных совещаниях ему должно оплачиваться вместе с временем, затрачиваемым на прибытие к месту совещания и на ожидание, но это следует предварительно оформлять в трудовых соглашениях.
Если учитель не принял участия в совещании по уважительным причинам (например, если у него в это время по расписанию уроки), никаких претензий к нему предъявить нельзя. Другое дело, когда совещания являются плановыми мероприятиями, соответствующими учебному графику, и т. п. В этом случае отсутствие работника, который обязан на нем быть, можно рассматривать как нарушение трудовой дисциплины со всеми последствиями. Но все должно начинаться с тематики совещаний и графика их проведения с указанием участников, которые утверждаются приказом. При этом хоть есть документы, которые можно оспаривать или обжаловать.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru