Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Растить мальчика можно и до пенсии...

Только вам это надо?

Ильда. А возможно ли воспитать чувство ответственности? Как объяснить человеку в 12 лет, что некоторые его поступки некорректны? Что приходится делать не только те вещи, которые нравятся, но и те, которые надо делать? Конкретные примеры можно приводить долго. Самые яркие – запросто опаздывает на встречу минут на 30... (Ну это еще объяснимо: офицер-воспитатель опаздывает не меньше, чем на час). Но некоторые вещи не будет делать до тех пор, пока не наступит критический момент – или родители не закричат, или пройдет необходимость. Пример: не любит мазать хлеб маслом, попросит родителей, если не намажут – решит, что не очень-то и хотел. Так и с учебой: интересно – читает, не интересно – не читает, не хочет, не понимает... Если покричать или заставить – все сможет. Но как сделать так, чтобы он сам этого захотел? Меня волнует то, что именно такие настроения были у его родного отца (запомнить его ребенок вряд ли мог – давно видел его в последний раз). Не скажется ли это на дальнейшем поведении? И как сделать, чтобы не сказалось?

Ирина Хоменко. Наверное, любой человек всегда старается оптимизировать свои затраты. Если получается – отлично, кто ж откажется переложить свои обязанности на другого?:)) Главное здесь – определить цели. Если у него свои цели есть, то он и будет их достигать. Если у сына есть только ваши цели, то достигать их ему, конечно, не хочется.
По поводу “надо”. Грустно говорить... Но если ребенок не знал этого слова раньше, то в 12 лет вдруг объяснить ему, что такое надо, вряд ли возможно.
Вот смотрите, что получается. В три года заставлять его нельзя (привет “гуманистам”!), в пять лет – “рано”, в семь (когда идет в школу) – можно, но с большими оговорками. Вернее, с большими уговорами... А еще лучше, чтобы теперь с ним справлялся учитель – это, мол, его работа. Пусть и выкручивается, как может, чтоб “не заставлять”, и добивается того, чтоб вдруг этот ребенок у этого учителя начал взахлеб домашние уроки делать. Сам:))
Я не спорю, от учителя зависит очень многое, но для того чтобы ребенку что-то дать, ребенок должен хотеть это взять. Для того чтобы что-то понять, ребенок должен хотя бы научиться слушать. Иногда сдерживать свое сиюминутное состояние ради других, более значимых в его жизни целей (перспективных). И подумайте сами – откуда же при подобном подходе у ребенка возьмется понимание того, что некоторые вещи делать надо? Мы все часто ругаем школу, но навыки саморегуляции – это не школа формирует. Она их развивает, если есть база, взращенная родителями. Если семя не посеяно, сколько почву ни поливай, там ничего не вырастет.
Отсутствие чувства ответственности – это наследственное или приобретенное?
Не думаю, что детские “пороки” такого рода от отца. Есть много детей с совершенно другими отцами. А проблемы те же.
Дам вам традиционный в этой ситуации совет: не делайте за ребенка то, что он уже в состоянии сделать сам. Если не хочет мазать для себя хлеб маслом, то, видимо, это ему не особенно надо. Если он опаздывает на встречу с кем-то, значит, ему этот человек не важен.
Вы можете объяснить ему о тех последствиях, которые его ждут в дальнейшем, но вы не можете прийти на встречу вместо него. Вы не можете вместо него прочитать книгу или пойти на спектакль.
К сожалению, здесь я вижу два пути: первый – продолжать заставлять его делать то, что надо (по вашему мнению), снимая таким образом с него ответственность за его жизнь. Поскольку это не было сформировано раньше, сейчас резко менять колею (“бросать” ребенка) не стоит. Стимулируйте его теми методами, которые ему привычны и понятны.
Второй путь – попробовать переложить ответственность за его жизнь на него самого, начиная с мелочей.
Но, как показывает практика, второй путь выбирают в этой ситуации единицы. Он непривычен и неудобен самому родителю, так как требует больших усилий. И идут по нему лишь те родители, которые не готовы опекать ребенка всю его жизнь.
Если же вы чувствуете себя нормально, ухаживая за мальчиком любого возраста (ведь он расти будет!), то вряд ли стоит начинать борьбу за его самостоятельность.
Кстати, в настоящее время ценность детей значительно возросла; количество семей, способных позволить себе содержать взрослых детей, – тоже. Так что лично я не вижу здесь никакой проблемы. У меня есть знакомая семья, которая точно так же относится к своей 23-летней девочке. Дочка не стала учиться, сейчас не работает, ее кратковременный брак под крылом у родителей оказался не совсем удачным. Но все в этой семье довольны друг другом (родители, бабушка). И слава Богу. Может быть, это как раз ваш вариант? И зачем тогда портить нервы себе и ребенку? :))
Ильда. Спасибо за участие! Второй вариант – воспитание ребеночка до пенсии – нам не подходит в принципе. Наоборот, уже сейчас с дитем ведутся беседы о том, что после школы он пойдет работать (и это как-то не обсуждается) и учиться скорее всего на вечернее отделение института.
Что удивляет – для других он готов стараться... Вчера приходим с мужем домой – белье постирано, ужин приготовлен, в комнатах ни пылинки. Это он с удовольствием, это ему хочется делать... А вот с уроками опять беда. Это – не хочется.
Но мы постараемся идти по тяжелому пути воспитания...

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/

Официальный консультант сайта –
Ирина Хоменко, кандидат педагогических наук
РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru