Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Светлана ПОПОВА

Обычные. Хорошие. Агрессивные...

Психологи, консультирующие людей разных возрастов, от колясочного до солидного, сами еще не решили, хорошо или плохо быть агрессивным. Некоторые относят к агрессивности такие качества, как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость.
Но и в обидчивости, враждебности, мстительности, готовности к нападению есть агрессия. Вероятно, разумной долей жесткости наделены все люди. Иначе как бы мы могли защищаться, отстаивать точку зрения, пробивать свои проекты, ставить на место грубияна?
Однако взрослый, как правило, способен свою ярость дозировать, гасить.
У ребенка все протекает более импульсивно...

Кризис нечетных годов

Малыш идет по улице с мамой за руку. Плохо так идет. Тащится и голосит дурным басом без пауз и перерывов для свободного дыхания. Слез нет. Нетронутый рожок с мороженым давно подтаял. Мама пытается объяснить малышу, что это у нее единственный выходной, что она специально не отвела сына в садик, чтоб побыть с ним подольше, что, если он так будет дальше, придется все же отправить его в сад… “А-а-а-а-а-а!” – басит человечек в комбинезончике.
Еще сидя в манежике, малыш умудряется проявлять редкую вредность, выбрасывая игрушки и требуя их возврата (так до бесконечности), больно бить родителя металлической машинкой. Одно способное дитя, сидя в ванночке, выкинуло на пол мыло. А когда бабушка наклонилась, чтоб поднять, дитя набрало в кружечку воду и вылило бабушке на спину.
Впечатления среднестатистического дня могут оказаться неподъемными для детской психики. Усталость, перегрузки. И как результат – неуправляемость, необъяснимые капризы. Плачет, кричит и ничего не может с собой поделать. Сын моей знакомой в знак протеста бился головой об стол, затем обижался на маму и плакал.
Также может накатить на дом эпидемия повреждения игрушек, а то и предметов мебели. Разбираются по винтику будильники, царапается ключиком полировка, оказывается бесхвостым попугайчик.
Психологами отмечен “кризис нечетных годов” – год, три, пять… Пугаться не стоит, это проходит.
Может быть, вы обращали внимание, как некоторые умные мамы и бабушки в момент, когда ребенок в ярости бьется на полу, отвлекают его внимание на птичку, кошку, “что это у нас там за окном”. Раз! Программа переключилась, ребенок с непросохшими щеками задает вопросы.
В случае когда ребенок жесток с игрушками, вещами, домашними животными, проанализируйте себя: не слишком ли вы подавляете свободу ребенка, не говорите ли в приказном тоне, не командуют ли друг другом члены вашей семьи. Из личного опыта: дочь покрушила всю кукольную мебель, когда мать была завалена работой, внутренне сорганизована, требовала от родных безропотного подчинения, и в доме витал дух “упал – отжался!”
Мне кажется, что позже, когда инцидент будет исчерпан, родителю невредно высказать свое мнение о происшедшем. Некоторые дети-экспериментаторы агрессивными выходками уясняют для себя границы дозволенного. Ребенок, безусловно, имеет право на проявление “взрослых” эмоций, таких как гнев, обида, неприятие, желание отомстить, страх. Разговаривая, объясняя, родитель может обучить ребенка управлять возникающими эмоциями, выражать их сдержанно. Итак, проявления агрессивности в нежном возрасте следует гасить, направляя энергию в мирное русло, с последующим высказыванием собственного мнения. Беседуя, не обвиняйте, не нападайте, просто делитесь своими переживаниями.
Что же касается наказаний... “Все, что делает взрослый для того, чтобы наказать ребенка, на самом деле он делает для того, чтобы его унизить”. Малыш и воспринимает наказание не как следствие совершенного поступка, а как грубое и несправедливое действие взрослого. Результатом окажется не исправление поведения, а скрытность, лживость, недоверие. Наказание напугает слабого и вызовет бунт у сильного.
И еще. Прежде чем требовать от ребенка умения справляться с агрессией, спросите себя, всегда ли вы справляетесь с гневом по отношению к детям и другим членам семьи. Идеальная ситуация: ребенок не видит примеров агрессивного поведения.

Детский сад

В детском саду в отличие от школы нет агрессивных групп. Обычно бушует один ребенок или два. К тому же воспитательница, как правило, авторитет и истина в последней инстанции. “Марья Петровна сказала…”, “Марья Петровна не велела…” Это детьми выполняется без обсуждений. К Марье Петровне бегут за помощью, Марье Петровне жалуются. Она лидер и посредник в спорах. Однако не скажу, что воспитательнице садика проще, чем школьной учительнице. Дело в том, что у малышей приступ агрессии всегда внезапен и импульсивен. Вот только что сидели рядом, листали книжку. Через секунду один бьет другого по голове. Кара неадекватна размеру обиды. Сила удара не фиксируется ребенком. Швырнул игрушкой, толкнул на лестнице. Хорошая, милая девочка вдруг кусает подружку за щеку до крови.
Если в мелких ссорах и ябедах можно предоставить детям разбираться самим, любое происшествие с боями требует немедленного вмешательства педагога. Именно потому, что воспитательница – лидер, ее позиция и становится ориентиром для малышни.
Иногда страх наказания может удержать малыша от членовредительства. Но это не должна быть угроза типа: “Если ты его ударишь, я тебя поставлю в угол”. Вот в случае, когда дети в садике стали кусаться, воспитательница, в ужасе разглядывая пораненную щеку девочки, сгоряча сказала: “Кусак мы сейчас отвезем в зоопарк. В клетку к тиграм”. Кусаться дети перестали.

Школа

Считается, большинство агрессивных поступков в школе совершается мальчиками. Может быть, так думают потому, что действия мальчиков открыты, резки и потому заметны. Девчонки действуют более тайно и изощренно. Их агрессия носит личностный характер, они метят в уязвимые места. Натравливают, сплетничают, дразнятся, провоцируют. Замаскированные формы насилия могут совсем ускользать от внимания педагога. Например, вербальная агрессия – ругательные слова, записки, дразнилки. Тут уж если не наябедничать, никто ничего не узнает. Не рассказывают дети и о криминальных формах агрессии, когда отнимают деньги, под угрозой избиения заставляют воровать по карманам в школьной раздевалке, в магазине, дома у взрослых.
Объектом нападок отдельных учеников или группки лидеров может стать, как и в обществе взрослых, любой инакомыслящий, инакочувствующий. Дразнят потому, что толстый, очкарик, “ботан”, за границу не ездил. Обижают потому, что новенький, потому что смуглый. Удивительно, но не тиранят за то, что двоечник. Не объявляют бойкота, когда обидел слабого, когда нагрубил учителю.
Агрессивный ребенок, не умеющий управлять своими эмоциями, не представляющий последствий своих действий, может стать настоящим бедствием для классного руководителя. Драки, взвинченные дети, сорванные уроки, жалобы родителей, боязнь травм на переменах. А каково обиженному, особенно если сам за себя постоять не может? Еще не каждый и пожалуется. Если ребенок стал хуже учиться, говорит, что не хочет, не пойдет больше в школу, родителю надо докопаться: а не обижают ли одноклассники? По своему опыту знаю: создать ад индивидуального пользования нескольким мучителям проще простого.
Удивительно, но в беседе с классным руководителем драчун и дразнильщик может соглашаться со всеми замечаниями и выдвигать такие гуманные постулаты, что любо-дорого послушать. И тут же, закрыв за собой дверь класса, дать по шее пробегающему мимо Васе, потому что: “А чего он?” То есть просто так.
Очень часто, когда учитель предъявляет претензии маме-папе буяна, в ответ можно услышать: “Что вы! У меня замечательный ребенок. Это все плохие дети, плохая школа, плохой классный руководитель. А у нас такая семья, такая семья…”
Мамам нужно знать, что порой отпрыск ведет себя по-особому “для мамы, для дома” и совершенно преображается в школьном коридоре. Потому жалобы работников школы (особенно повторяющиеся) нужно все-таки принимать к сведению и разбираться без скидок на дурное влияние одноклассников. Это тревожный знак, что непорядок именно с вашим ребенком, а не с директором школы.
Прежде всего нельзя замалчивать инциденты. Это называется не “выносить сор из избы”, а “профилактика несчастных случаев”. Мне кажется, что на совете школы учителя и родители должны вместе решить, каким образом реагировать на такие происшествия, как драки, сорванные уроки, принос в школу газовых баллончиков, прогулы.
Если возникает нужда наказать хулигана, как лучше это сделать? Ведь подавление и грубость со стороны окружающих могут снова провоцировать агрессию ребенка. Можно рекомендовать щадящие формы воздействия: перевод нарушителя на один-два дня в другой класс, объявить имя драчуна по школьному радио или на линейке, оставить после уроков убирать помещения. Мою дочь однажды за дерзкие выступления на уроке на три дня выгнали из школы.
Замечено, что ощущение причастности к общему делу, к активной жизни класса сводит на нет все проявления агрессии. Поездка класса в другой город, поход, организация тематического вечера в школьной библиотеке, постановка спектакля к Новому году, даже выпуск стенгазеты – и все обиды забыты, лютые недруги делятся пирожками и минеральной водой и обещают завтра принести из дому “одну прикольную фишку”.
Если педагог, родитель заметил, что ребенок получает удовольствие от агрессивных действий или склонен причинять боль самому себе, выказывает суицидальные наклонности, не нужно стараться справиться с проблемой самостоятельно. Срочно обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Не будьте беспечны, не доводите до беды.

Тусовка

В средних и старших классах дети любят сбиваться в стайки. То, что именуется “компания”, “сейшн”, составляет предмет беспокойства родителей. Во избежание кучкования ребенка стараются отдавать в секции, кружки, на дополнительные занятия и углубленные изучения. Это не спасает. Если дети заняты после школы, то группа создается именно в школе. Или во дворе, что труднее подлежит контролю. Вливаясь в некую группку, ребенок удовлетворяет потребности в создании собственного мира, зачастую противопоставленного миру взрослых. Компания может быть как по интересам (граффити, толкиенисты, ролики, хиппи, приверженцы различных музыкальных и танцевальных стилей), так и просто способом времяпрепровождения, болтания по улицам и бесед. Стихийно возникающее содружество обладает своей мифологией, комплексом образов, которым следует подражать. Ни на что не похожая, как кажется детям, лексика, манера одеваться. Как правило, ребенок привязан к своей группировке. И это понятно, ведь именно здесь он может убедиться в своей неповторимости, уникальности, значимости. Если не появился вечером на тусовке, его ищут, звонят, скучают. В глубинном плане это просто поиск осмысленности существования. Реальная польза в том, что ребенок учится быть частью команды, проникается сознанием общности, приобретает бесценный опыт споров. Если б родитель только мог себе представить, какое это счастье – иметь свою компашку, где тебя любят и ценят. Где ты не двоечник, как в школе, не лоботряс, как дома. Где твое мнение весомо, а твое отсутствие – печаль. И где тебя встречают дружным “вау!”. Совершенно естественно, что события внутри группы имеют для ребенка большую значимость, чем успехи в учебе, отношения с родителями.
Опасность может быть в высвобождении большого количества незанятого времени и ни на что не направленной энергии. Счастье, если рядом находятся мудрые взрослые, незаметно подсовывающие разное вкусненькое. Я вспоминаю, как нашей разночисленной командой старших классов мы то болели гитарами-барабанами, то остервенело печатали фотографии, то писали сценарий фильма, то ремонтировали машину-развалюху (кататься поедем!). Ничего толкового из увлечений не вышло, но мы все время чем-то полезно развлекались. Как правило, агрессивности внутри группы не бывает, все составляющие ее лица хороши по умолчанию. А вот по отношению к другим детям, не входящим в содружество, возможны моменты всякого задирательства.
К сожалению (или к счастью), школьные компании недолговечны. Исполнив свою функцию, научив ребенка жить в социуме, определив понятия долга и чести, дав чувство защищенности, содружество распадается. С возрастом приходит ориентация не на массовое, а личностное общение.

Телевидение

Взрослым, которые валят вину за агрессивного ребенка на телевизионные программы, хотелось бы задать вопрос: “У вас ребенок смотрит телевизор бесконтрольно?” Вред от компьютерных игрушек и телеэкрана, мне кажется, преувеличен. Кино, как и детские игры, не кажется ребенку реальным действием, попадает под категорию вымышленности. Боевик, ужасник даже могут вызывать отвращение к насилию. К тому же фильмов, в которых кроме боев нет никаких мыслей, очень мало. Герой всегда сражается за справедливость, спасает слабых посредством пистолета и оплеух. В пресловутом “Терминаторе” основная мысль озвучена так: “Я надеюсь, что, если уж машина поняла ценность человеческой жизни, это можем осознать и мы, люди”. В “Рембо”: “Мы хотим, чтоб наша страна любила нас так же сильно, как мы ее”. Ну а в перерывах еще и подрались. Мне кажется, гораздо больший урон психике наносят реальные репортажи с трупами и выстрелами, как “Дорожный патруль”, “Петровка, 38”. Просто программа вечерних новостей.
Компьютерные игры, даже милитаристские, полезны. Ребенок учится не бояться компьютера, закрепляется владение клавиатурой, развивается быстрая реакция, внимание, память, упорство в достижении цели. Хорошо, если предложена игра на иностранном языке.
Только не забывайте, что врачи рекомендуют проводить у монитора не больше двух-трех часов в день.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru