Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Александр АДАМСКИЙ

Станет ли «Эврика» союзом учителей?

Это зависит от настроя самих эвриканцев: есть ли у них потребность превращать движение в организацию

Собственно, движение «Эврика» уже сейчас по сути является союзом учителей.
Только пока не зарегистрированным союзом и не имеющим фиксированного членства, без соответствующих деклараций и меморандумов, без руководящих органов и формальной программы действий, без представительства в органах власти и без законодательной инициативы и права выдвигать кандидатов в выборные органы власти. Всех этих атрибутов формальной организации, атрибутов института общественного объединения у «Эврики» нет.
А что есть?

Общественная образовательная сеть

Многолетняя история (с 1985 года) инновационной деятельности: создание клубов творческой педагогики, конкурса «Авторская школа», продвижение в школы педагогики сотрудничества, проведение огромного количества проектных семинаров, создание, по сути, общественной образовательной сети – сети школ, в которых дети учатся в общей образовательной идеологии. Идеологии инновационной педагогики. Это значит, что сама инновационность стала предметностью образования. Стремление к обновлению, педагогика развития как базовый принцип отношений между ребенком и взрослым.
При этом только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения.
– Так вы что же – против традиционной школы?
И почему это, как только появляется что-то другое, непохожее на уже существующее, так сразу возникает мрачная фигура практикующего резонера с непробиваемой логикой:
– Вы что же, против порядка?
Нет, не против. Более того, мы считаем, что инновационный слой в образовании вообще не должен быть слишком массовым. Ученые утверждают, что самое большее – 5% всей системы образования может находиться в постоянном изменении. А все остальное – если уж и меняться, то медленно, медленно, чтобы, не дай Бог, не возникла паника всеобщих перемен. Образование, конечно, консервативно по своей основе, но если в системе нет хотя бы маленькой части в состоянии перемен, то нет и развития.
Но главное не в этом, главное не в условиях развития системы образования, хотя и в них тоже.
Главное в том, что разные дети имеют право претендовать на разные по своей природе системы образования. Для одних сложившаяся веками традиционная система образования подходит как нельзя лучше. Таких, кстати говоря, не так уж и много: каждый учитель знает, сколько детей в его классе осваивают программу его учебного предмета. А сколько учеников осваивают все программы всех учебных предметов? Позволю себе самую оптимистическую оценку: не более 25%. А остальные?
Неспособные? Лентяи? Неудачники?
Да нет, для разных детей необходимы разные системы образования: для кого-то, вполне возможно, инновационный способ освоения жизни дает больше возможностей для самореализации.
Для этого и существует инновационное образование: чтобы у определенной части детского сообщества была возможность получить образование, в котором ребята раскрываются наиболее полно.
Широко распространено ошибочное, с нашей точки зрения, мнение, что инновационное образование является лабораторией для массовой школы. Мол, передовые педагогические идеи вначале пребывают в инновационных школах, а после соответствующей апробации получают распространение в массовом образовании.
Есть и другая, тоже с нашей точки зрения ошибочная, версия: инновационная школа – лучшая, чем другие. Там и результаты должны быть лучше, чем в обычной, и условия…
Нет, инновационное образовательное сообщество – это сеть, в которой становящиеся потребности граждан улавливаются учителями и директорами и превращаются в их, учителей и директоров, авторские проекты.
На самом деле инновационный авторский проект – это всегда отзвук только-только возникающего в обществе стремления учиться по-другому.
В этом смысле «Эврика» – общественная образовательная сеть. В ней государственные (муниципальные) школы стараются отражать возникающие в обществе еле заметные и еще не сформулированные самими гражданами образовательные потребности.
И самое главное для возникновения союза учителей «Эврика» – как раз наличие этой самой общественной доминанты. «Эврика» ориентирована на изменения в виде инициатив, а не на изменения в виде циркуляров.
В этом смысле можно сказать, что эвриканское сообщество пытается строить образовательную деятельность авторскую, но ориентированную на граждан, а не на ведомство. Это ни хорошо, ни плохо, в этом нет ни противопоставления, ни конфронтации, это такая особенность. Особенность, позволяющая говорить о существовании общественно-образовательного движения.

А для чего движению становиться организацией?

Прошедший Гражданский форум показал, что у государства на самом деле нет равноценного партнера для диалога в области образования, образовательной политики и педагогики.
Гражданский форум в этом отношении был очень показательным мероприятием: смоделировано общество глазами государственников.
Еще раз мы смогли убедиться: общество не может выступать в качестве равноправного переговорщика в диалоге с государством, если граждане не представлены своими добровольными объединениями. Можно, конечно, открыть дверь на улицу и крикнуть: «Эй, кто здесь общество – заходи», но в этом случае мы получим птичий базар, майдан, на котором из-за общего вопля не слышно единичного голоса. Но что еще страшнее – появление мужиков-горланов: так в средние века на Руси называли любителей погорланить, привлечь внимание к себе не содержательными и взвешенными предложениями, а истерикой и кликушеством, всегда готовых призвать к расправе над властью, всегда готовых кричать:
– Долой! Нам не дают делать, что мы хотим! Чиновники, бюрократы, враги не дают пролетарию педагогического труда прорваться сквозь ограждение, чтобы… добраться до самого главного барина и вручить ему лично, чтобы разрешил, предложение об окончательной победе мирового гуманизма над косностью и равнодушием…
Я, конечно, утрирую, но на самом деле институционализация общественно-педагогического движения, инновационной общественной линии в образовании – не для того, чтобы от имени многих апеллировать к власти. Вовсе не для этого, а для того, чтобы самим быть властью над собой.
Само-деятельность.
Общественная организация нужна для того, чтобы официально действовать – самим.
И такой партнер власти нужен для диалога.
А с холопом – какой диалог?
– Пшел вон! – вот и весь диалог.
И пока мы не станем культивировать общественные институты, пока граждане, в том числе и учителя, не станут создавать свои гражданские объединения для дела, а не для получения разрешения делать, холопство, простите меня за резкое слово, не исчезнет.

…Станет ли «Эврика» союзом учителей? Не знаю. Знаю только, что если и станет, то это будет не союз всех учителей всей России, а союз эвриканских школ. Союз тех директоров и учителей, которые на протяжении многих лет напряженно трудятся над своими проектами, у которых сформировался общий язык, общее понимание целей педагогики, ценностей образования, общее видение образовательной политики и общее стремление сделать свою, а не чужую деятельность лучше и эффективнее.
Теперь схема создания общественного объединения проста, не то что пятнадцать лет назад, когда мы создавали Союз учителей СССР: есть типовая документация, есть процедура регистрации. Остается только понять настрой самих эвриканцев: есть ли потребность превращать движение в организацию.
Для этого мы и публикуем этот материал, чтобы спросить:
– Как вы думаете, станет ли «Эврика» союзом учителей?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru