Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ


В беду попадают не мерзавцы, не преступники. Живые, ясные дети, которых на наших глазах затягивает черная воронка.
Об этом говорят все – и “соскочившие”, и принимающие, и родственники наркозависимых: “Нет такого наркомана, который не хотел бы остановиться!”
И еще. О наркотиках нельзя писать красиво. Как нет романтики в мучениях умирающего онкобольного. Как вообще неэтично смаковать физическую боль.
Но вновь и вновь слышишь по радио песню: “Возвращаюсь раз под вечер, накурившись гашиша” – или про лошадку с тяжелой ношей кокаина, про глаза марихуаны.
Вены на детской руке съедены ядом. И тогда игла ищет новое место...


Телефоны доверия:

Курганская региональная общественная организация «Новая жизнь», движение «Родители против наркотиков». Ул. Пролетарская, 82 (вход со стороны железной дороги).
Тел. 7-38-63, пейджер 41-05-05 аб. «Без наркотиков». Анонимно. Бесплатно.

Центр психотерапии. Ул. Станционная, 62-а.

Центр социальной адаптации молодежи «САМ», тел. 5-98-24.

Содружество «Ал-Анон», группа «Улыбка», программа «12 шагов». 640027, Курган, а/я 800, тел. 5-47-27. Бесплатно.

Телефон доверия 063 (с 19.00 до 8.00 ежедневно). Экстренная психологическая помощь.

Подростковый наркокабинет, ул. Советская, 44. Тел.: 2-06-48, 2-16-37, 2-84-27.

Областной наркодиспансер, ул. Кирова, 78, тел. 2-68-61.

Областной центр медицинской профилактики, ул. Советская, 143, тел. 3-50-57.

Центр социальной защиты семьи, ул. Ленина, 48, тел. 2-34-13.

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Светлана ПОПОВА

Не обвинять, не стыдить, не критиковать

Это кодекс курганской группы взаимопомощи

Мамы юных наркоманов оказываются в вакууме. Невозможно поговорить с родственниками, знакомыми. Стыдно, неудобно. Издерганные нервные женщины, изнемогающие от чувства вины, накапливающие ненависть к ребенку. Где найти выход?
«Вера, надежда, любовь» – это группа самопомощи, некоммерческая организация. Родственники больных наркоманией и алкоголизмом встречаются здесь раз в неделю, беседуют, пытаясь понять себя и своих детей. Разделенная беда много легче.

За столом сидят женщины разных возрастов, разных профессий.
– Здравствуйте, я Зоя, наша проблема – алкоголизм.
– Здравствуйте, я Нона. Я подозреваю, что мой сын употребляет наркотики.
Они здесь добровольно, кто регулярно, кто изредка. Их не спросят, где вы работаете, на какие наркотики подсел ребенок. Имя можно назвать вымышленное просто для того, чтобы как-то обращаться при разговоре. Многого нет в работе группы – нет взносов, нет обещаний, контроля, нет политики, религии. Правда, в беседе к Богу обращаются часто. Поинтересовалась, а как зовут Бога? Иисус, Будда, Кришна, Аллах? Выяснилось, что Бога зовут по-разному. Одна мама сказала: «Для меня Бог – это группа».
На вооружение взята программа «12 шагов». Точнее, Татьяна Такшаева, проводящая встречи мам, адаптировала американскую программу для российской реальности, и называется она теперь «13 шагов». Кодекс группы «Вера, надежда, любовь»: не обвинять, не стыдить, не оценивать, не критиковать. Девиз: я здесь и сейчас.
Родители приходят сюда, чтобы рассказать о ситуации в семье, осмыслить, найти способ жить дальше с бедой. И первым шагом (это может показаться странным, но это необходимо) становится признание собственного бессилия: я не могу предотвратить употребление наркотиков. Признать свое бессилие не на словах, а на деле. Болезнь близкого человека больше нас, и это надо понять, не истощать себя понапрасну на уговоры, ссоры, денежные траты. Пытаться исправить проступки ребенка (улаживать дела на работе, отдавать долги, покупать новые вещи взамен проданных, прощать прогулы в учебе) – значит усиливать склонность к приему наркотических средств. Родителю трудно позволить ребенку жить собственной жизнью. И не сразу укладывается в голове мысль, что заболевшему наркоманией ребенку можно и нужно сказать: «Хочешь страдать – страдай. Нет – ищи пути спасения. Ответственность несет каждый за себя». При этом родитель не перестает его любить, нет, он прекращает давить или покрывать. Один из постулатов программы звучит так: «Я могу изменить себя, другого я могу только любить».
Не нужно стыдиться, изъедать себя укорами. Наркоману выгодно, когда родители чувствуют себя виновными. Так же нельзя требовать выздоровления, как не требуют выздоровления у онкологического больного. И относиться к принимающему наркотики следует как к больному, без упреков и претензий.
«Наркомания – рак души, смертельное заболевание, – считает Татьяна Такшаева. – Только когда сам человек захочет жить больше, чем умереть, он справится».
Цель занятий в группе – научить родителей вытеснять страх верой, презрение – надеждой, озлобление – сочувствием. Со стороны многое кажется страшным: рассказывают о своих бедах во время чаепития. Но люди собираются милые, и обстановка доверительная и непринужденная. Потому что «Вера, надежда, любовь» – это место, где можно поделиться скрытым, стыдным. И тебя не осудят, поймут и поддержат.
Вот о чем говорят мамы.
«Прошу Бога помочь полюбить сына».
«Много повидали клиник, много средств потратили. А переломался сын сам в три дня, когда твердо решил остановиться».
«Я видеть его не могла. То угрожала: «Будет кома, “скорую” не вызову!», то молилась: «Не оставь, Господи, не за тем пришел он на свет, чтоб так загнуться». «Но я люблю сына, а он знает, что, кроме мамы, никому не нужен. Надеемся!»
«Нельзя выгонять из дома! Выгоним ребенка, проблема с ним не исчезнет, она внутри нас».
«Нужно ли предупреждать знакомых, если ребенок употребляет? Сын три года кололся, родители друзей знали, но молчали. А дети – артисты такие, скрывают мастерски. Я маму одну спрашиваю: «Почему ты мне не сказала?» А она отвечает: «А ты теперь кому скажешь?».
«Другие родители иногда намекают, прямо сказать боятся, а ты не видишь, не понимаешь, знать не хочешь, что твой ребенок – наркоман».

Из книги Татьяны Такшаевой для родителей наркоманов «13 шагов»:
«Мы, как всегда, упрекаем. А если спросить: «Все в порядке? Хорошо. Еда там-то. Спокойной ночи». А утром погладить по голове и сонного поцеловать. Ничего не бойтесь, пробуйте!
Он же ваш. Даже заблудший – он ваше отражение. Вы тоже заблудились, только легче. Незаметней. Помогите ему своим доверием, дайте сил своей любовью и сочувствием...».

Ирина ФИЛИППОВА, специалист отдела инспектирования Главного управления образования Курганской области:

– А что мы хотим? Специальных учебных программ по антинаркотическому обучению и воспитанию в образовательных учреждениях области нет. Кое-какая работа проводится лишь в рамках преподавания курсов ОБЖ. Правда, специалисты Главного управления образования проводят постоянно действующий семинар для различных категорий работников образования по профилактике наркомании. Но, похоже, этого мало.
Еще бывают лекции по проблемам профилактики вредных привычек для заместителей директоров школ и профессиональных училищ по воспитательной работе, классных руководителей, практических психологов, воспитателей школ-интернатов, преподавателей физической культуры. Основная тематика этих лекций – «Вредные привычки подростков», «Проблемы алкоголизма и наркомании», «Профилактика агрессивности и вредных привычек у подростков», «Социально-педагогические технологии в работе с детьми группы риска». Но мне кажется, что работу с детьми асоциального поведения должны проводить дипломированные специалисты – психологи, социальные педагоги, а не физруки. И профилактика должна быть разной. Для тех, кто не слышал о наркотиках, не пробовал их, нужно говорить одно, а кто уже болен – другое. Был случай, когда после лекции работника МВД у семиклассников, наоборот, возник интерес к наркотикам.

Галина ШАПОРИНА, заместитель председателя городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

– Городская программа по профилактике и борьбе с распространением наркотиков курируется мэром города.
Сейчас очень важно выявить всех подростков группы риска, знать обо всех группировках отрицательной направленности. В школу для этого пришел так называемый школьный полицейский. Истинное же название его должности – инспектор по защите прав несовершеннолетних. Деятельность такого инспектора не карательная. Его задачи – обучающие, просветительские, оперативные. Он действует на правах замдиректора, в его обязанности входит выявление группировок, подростков из неблагополучных семей, детей с асоциальным поведением. Данные передаются в комиссию. Из 58 школ города «полицейские» работают в 30.
К сожалению, родители редко приходят в комиссию по делам несовершеннолетних. Информация о неблагополучии в семье поступает к нам из школ, от инспекторов. Родителей ранняя профилактика почему-то не интересует. Может, слово «комиссия» отпугивает их? Кто-то не делится бедой, потому что беда эта такого размера, что даже страшно становится. Другие ничего бедственного в наркомании не видят, сами социально слабы.
Наркодиспансер дал информацию о школах, где дети состоят на учете как наркозависящие. И что же? Единственный положительный факт: школа № 44 находится в центре наркобизнеса, а учеников, принимающих наркотики, там нет. Почему? Директор очень активный. Чуть что – бьет тревогу. Родителей сплотил на борьбу. Если всем миром с этим злом бороться, детей можно уберечь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru