Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Амброзия ЛИРИ

Цена жизни

Беглая история риска, отваги и авантюры

2001 год. По телевизору транслируется хроника боевых действий в Афганистане. Стоимость билетов на авиарейсы падает. Туристические агентства с трудом распродают путевки в арабские страны. Страховые компании становятся сверхприбыльными предприятиями.
По мере того как человечество движется вперед по пути технического прогресса и научного знания, цена жизни растет, как акции на деловой бирже.
Если египтяне, наблюдая за выходящим из берегов Нилом, отдавали должное Божественному провидению, то ныне всякое стихийное бедствие представляется как нелепица и абсурдное противоречие установкам демократической нормы «врожденного и неотъемлемого права на жизнь».

Интересно, что в древности не только рабы и илоты не были наделены таким правом, но и их владельцы. Так, всем известно, что в Спарте слабый ребенок или худосочный юноша мог вполне не дожить до совершеннолетия в соответствии с государственным законом. Более того, у Аристотеля, описывающего жизнь Спарты, мы читаем: «Вместе с царями, когда они покидали страну, посылали в качестве сопровождающих лиц их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри и выживал сильнейший». Поэтому честнее всего о профессии политиков сказал именно царь Спарты Антигон, наставлявший своего сына: «Наша с тобой власть – почетный риск и почетное рабство».
Кстати сказать, мирный труд спартанцы считали позорным занятием, предпочитая риск и смертельную опасность военного ремесла.

2001 год. Россия. Опрос по Авторадио: «Вы хотите служить в армии?» 80 процентов дозвонившихся юношей ответили отрицательно, ссылаясь на плохую пищу, суровое обращение, слабое здоровье. Некоторые исследователи считают, что патологический страх смерти у мужчин – один из первых симптомов обнищания генофонда. На вопрос: «Вы хотели бы быть президентом страны?» – отрицательно ответили шестьдесят пять процентов.
Многие древнегреческие мыслители подмечали у жителей Спарты уникальное равнодушие к смерти, чего не скажешь о египтянах. С ранних лет египтянин начинал подготовку к загробной жизни.
Когда в Египте были изобретены укрепления против наводнений, представлявшие собой земляные стенки, тянувшиеся вдоль Нила на десятки километров, к каждому участку укрепления (ному) были приставлены смотрители номархи. Номархи были исключительно почитаемы в народе, у них были собственные военные дружины, и они боролись между собой за власть куда более жестоко, чем фараоны, поэтому должность сия считалась настолько же опасной, насколько и значимой. Но поскольку номарх был все-таки египтянином по национальности, главным для него было не обратить в рабство хитрого соперника, а возвести для себя гробницу, не уступавшую по размаху жреческой, а также подготовиться к ответственной встрече на суде Осириса, где богиня Маат взвешивает добрые и преступные заслуги на весах, в то время как душа смертного отвечает на пятьдесят с лишним вопросов. Главная задача души – это правильно на них ответить. Номарху и всякому иному египтянину, проведшему всю жизнь в распрях и борьбе за место под солнцем, никогда не рекомендовалось отвечать на них честно. Поэтому самая головокружительная авантюра, на которую должен был пуститься египтянин, – это обвести вокруг пальца сурового судью. И несмотря на то что к «загробной исповеди» готовились заранее, риск был исключительно велик, ибо в случае ошибки душу пожирало чудовище.

2001 год. Франция. Из пятисот опрошенных 350 человек оказались убежденными атеистами. Сто – сомневающимися. Пятьдесят человек считают себя верующими.
Самыми распространенными видами страховки в Европе являются страхование имущества и страхование здоровья. На вопрос: «Вы думаете о смерти?» – большинство опрошенных предпочли уйти от ответа. Самыми уважаемыми профессиями в Европе считаются менеджеры, архитекторы и медики.


Греки с почтением относились к посмертным авантюрам египтян, даже завоевав их. Но сами предпочитали рисковать в несколько иных областях. Философы ссорились с властями, аристократия предавалась убийственному чревоугодию, герои пускались на подвиги, воюя с варварами. Интересно, что к болезням и смерти они относились с юмором и исключительной философичностью. Однажды во время глубокомысленной беседы хозяину дома гонец принес весть о смерти сына. Выдержав паузу, отец с легкой улыбкой сказал: «Я всегда знал, что породил смертных», – и продолжил диалектический спор. Сократ незадолго до тюремного заключения со смехом и азартом исследователя описывал своему другу в письме некую «забавную болезнь», вызвавшую у него красноту и зуд в разных областях тела, по-видимому, это была чесотка. Позже, будучи в заключении, испив цикуты, он с не меньшим увлечением описывал своим ученикам действие яда, оставаясь убежденным, что познание истины стоит человеческой жизни. Но чаще всего греки предавались долгим беседам о богах и героических подвигах, выбирая позицию стороннего наблюдателя. Возможно, именно из таких умозрительных мечтаний выплыл Александр Македонский – бог и завоеватель, преобразивший античный мир в гигантскую империю.

2001 год. Германия. Экологическое движение “зеленых” выступает за уравнивание прав домашних животных и людей. В ближайшее время парламент примет на рассмотрение проект нового законодательства. Весной в Швеции на антиглобалистских выступлениях против экономического саммита полиция расстреляла толпу из огнестрельного оружия, мотивируя это тем, что митингующие вели себя дико. Большинство демонстрантов, опасаясь арестов и увольнений с работы, вышли на улицы в белых масках с прорезями для глаз. Осенью в США был опубликован список запрещенных песен. Главной целью цензуры были песни, содержащие сексуальную агрессию, излишнюю революционность призывов, непристойные выражения, упоминание рушащихся городов, в особенности небоскребов...

Римляне – наследники Греции – были убеждены, что есть на свете две вещи, возвышающие человека, – искусство полководца и искусство оратора. В отличие от греков, любивших театр и маски, они предпочитали арену гладиаторов, где лилась настоящая кровь. И не носившие бороды на греческий манер римляне высмеивали греческую хитрецу и инфантильность, воспринимая жизнь и смерть как суровую неизбежность и реальность. «Риск должен быть только целесообразным и если это служит на благо семьи и государства», – говорил Цицерон. Отступников и поэтов римляне искренне недолюбливали, считая, что риск их неоправдан, и действительно гнали их из городов к варварам по завету Платона. Пока монархи дрались за престол, устраивали заговоры и убийства, в Рим просочилась никому не понятная в то время религия «поедателей бога», то есть христиан. Для римлян долго оставалось загадкой, почему сектанты столь безмятежно принимают смерть, уповая на вечную жизнь после смерти, и считают их веру варварской. Три века спустя христианство стало в Риме государственной религией.

Россия, 2001 год. По заверению продавцов книг, хуже всего покупают поэзию. Классику посетители предпочитают в подарочных изданиях. Считается, что на сегодняшний день потребность к чтению полностью удовлетворяют модные женские и мужские журналы. В советское время за поэтический перевод платили рубль сорок за строчку, а за некоторые папки самиздатовской поэзии давали срок. В демократической России поэты читают стихи, как правило, в полупустом зале. По некоторым подсчетам, большинство литераторов придерживаются ультралевых или ультраправых антиконституционных взглядов. В современном мире существует единственный англоязычный писатель Салман Рушди, которому в Иране вынесен смертный приговор за роман «Сатанинские стихи». Последние несколько лет он скрывается в Лондоне.
«Кто такие Рыцари круглого стола?» – спросил учитель учеников. Школьники заулыбались.


Раннее Средневековье было, пожалуй, одним из самых сумрачных времен. После развала Римской империи человечество оказалось один на один с враждебным миром, полным болезней, чудовищ, проклятий и демонизма. «Невежество – суть истинного благочестия» – так заявил Папа Римский Григорий Первый. Для того чтобы преодолеть страх и выжить, нужна была сильная воля и недюжинная отвага. Риск стал делом рыцарской чести. Помимо всего прочего на дорогах Европы появились сумасшедшие, бродячие музыканты, трубадуры, жонглеры и актеры. Забывая о подозрительности и богобоязненности, жители деревень встречали их со скрытой радостью, отвлекаясь от убогого быта.
Одновременно в морях у берегов Северной и Южной Европы появляются суда купцов, разбойников и пиратов. Купеческие корабли часто грабили, и тогда купцы сами становились пиратами, промышлявшими у чужих берегов. Вслед за ними на поиски новых земель встали под паруса великие первооткрыватели – Васко да Гама, Колумб, Америго Веспуччи.
В 1229 году в Тулузе церковные иерархи собрались для обоснования трибунала инквизиции. В течение семи столетий церковь применяла изощренный арсенал пыток, в том числе сожжение на костре.
Тем не менее жажда познания и чувство прекрасного открыли эру Ренессанса: ученым, художникам, поэтам и музыкантам судьба предоставила шанс направить человека навстречу научным открытиям, прекрасной живописи, бесконечным таинствам природы, невзирая на диктат догматики. Золотой Ренессанс связывается с правлением Лоренцо Медичи во Флоренции. Но уже несколько лет спустя Леонардо да Винчи прогуливался вместе с учеником по городу и застал процессию, возглавляемую Савонаролой, которая волочила на костер книги, музыкальные инструменты и несколько его картин.

2001 год. Для того чтобы отправиться в путешествие, полное приключений, достаточно позвонить в солидное туристическое агентство, которое забронирует билет на самолет, номер в гостинице с видом на океан. Сегодня в России действует Ассоциация автостопа, где учат обходиться минимумом денег, еды и времени для того, чтобы прокатиться в любую страну континента. Считается, что в России возможно также бесплатное перемещение на самолете и в поездах дальнего следования. Опытные путешественники убеждены: для того чтобы попасть в Китай или Монголию, не обязательно иметь визу, достаточно знать горные тропы и иметь при себе теплую одежду и чекушку коньяка.

С эпохой Просвещения в Европу ворвались гуманистические идеи, принесшие в мир едкий запах свободы, дух человеческого индивидуализма, научного прогресса и революций (хотя рабство будет повсеместно отменено только во второй половине девятнадцатого века). Так или иначе, люди постепенно учились бороться за свободу, отстаивать свое право на жизнь и творчество.
Екатерина Великая, увлекшаяся французским Просвещением, встречалась в Петербурге с Дидро, затем с мистиком и авантюристом Калиостро. Она мечтала об отмене крепостного права и о введении презумпции невиновности, что, к сожалению, самой ей не удалось реализовать.
Новое время провозгласило победу нового человека. Теперь он мог быть кем угодно – ремесленником, рискнувшим уехать к берегам Нового Света, пиратом, промышляющим у берегов Колумбии, карточным шулером, “обувающим” подвыпивших господ и бизнесменов, революционером, ломающим традиции государства, христианским миссионером в Африке, диктатором, мечтающим о переделе мира, успешным промышленником, сумасбродным физиком, сумасшедшим философом.

2001 год. «И все-таки, что такое авангардная революция?» – спросили журналисты у Эдуарда Лимонова, несколько месяцев назад арестованного по подозрению в организации вооруженной банды. «Это значит, что в ней может участвовать каждый, кто хочет противостоять власти денег». – «Но чем именно ваша деятельность отличается от бандитского промысла?» – «Тем, что мы выступаем против системы и за живого человека... Цена этой борьбы велика, но мы готовы рискнуть не только своей свободой, но и ценой жизни»...

Свободолюбивые жители двадцатого века, как кажется, больше всего на свете любили революции, войны, оружие массового уничтожения, психоанализ, автомобили, технический прогресс и безопасность. В то время как на одной части континента провозглашалась демократия, на другой воцарялся тоталитарный режим. Поначалу революционеры уезжали из царской России занять денег в Европе, затем европейские левые спешили в Советскую Россию. Нынче в Европе промышляют десятки тысяч левонастроенных радикалов, время от времени громящих витрины супермаркетов и “макдоналдсов”.
Мир, уставший от войн, жаждет спокойствия и долгожительства. Ради этого он идет на некоторые хитрости. Освободив рабов, общество восхваляет прелесть наемного труда. Купцы, более не нуждающиеся в авантюрах, располагаются в уютных офисах. Государственная элита делает все, чтобы не дай бог не походить на тиранию хотя бы внешне. Поэтов теперь не обязательно гнать из городов, достаточно не обращать на них внимания. На борцов за свободу не обязательно искать управу, достаточно провозгласить, что свобода и так есть. Таким образом, общество избавляется от лишнего, нецелесообразного героизма. Эпический народный герой отходит в прошлое. Новый герой – это удачливый сотрудник фирмы, ловко управляющийся с делами, заботящийся о своей семье. Благоустройство мира – дело безостановочного технического прогресса, где риск сведен к минимуму, где жизни человека ничто не может угрожать, кроме естественной смерти или несчастного случая. Право на жизнь даровано человеку с рождения и неотчуждаемо, а институты современного общества помогают ему воспользоваться этим правом подобающим образом.

2001 год. В Каннах закончился конкурс высокохудожественной рекламы. Наиболее часто встречающимися словами оказались «свобода» и «безопасность». Как правило, это были ролики о надежности автомобилей, комфортности мебели и изысканности бытовой техники. Но конкурс выиграл клип новостей экстремального спорта.
В средневековом Китае студенты перед экзаменами часто шли за благословением к духовному учителю. Так и юноша Джан отправился за советом к учителю Ху И-цзюнь.
Завидев ученика, Ху рассмеялся и посоветовал ему бросить учиться и следовать зову сердца.
«Мне суждено обрести просветление, мастер?» – спросил студент. «Не знаю, скорее всего ты погибнешь, но сначала ты полюбишь девушку-демоницу, и тебе придется опуститься за ней в ад и сразиться там со злым духом, потом тебе придется убить несколько человек, прослыть подлецом и вором и только затем, может быть, если тебя не казнят, ты обретешь просветление». Сраженный юноша вернулся домой и решил ни за что не бросать учебу. Но той же ночью к нему явилась прекрасная дева, в которую он влюбился без памяти. А через шестьдесят лет по Поднебесной разнесся слух о замечательном странствующем святом, который только и делал, что смеялся
.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru