Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ПРОГУЛКА

Центральный треугольник

Гипотенуза

Сараи неотложной помощиТрадиционно центральная улица русского города носит (или же носила до недавних пор) имя Владимира Ильича Ленина. В Калуге тоже есть такая улица. Но самая центральная – пожалуй, все же Кирова, в прошлом Большая Садовая (скорее всего в честь садов), или Мироносицкая (в честь церкви Жен Мироносиц), или Теренинская (в честь богатого купца Теренина). Почему так вышло? Почему именно Киров? Именно в Калуге? Какая же эзотерическая ниточка связывает первого секретаря Ленинградского губкома партии с городом, где он, похоже, никогда и не бывал? Непостижимо.
Однако же именно улица Кирова – самая оживленная, самая освещенная и самая жизнерадостная.
Она примечательна также в градостроительном смысле. Один путеводитель написал об этом так: “Всякий, кто мог бы посмотреть на наш город с высоты птичьего полета, обратил бы внимание на гигантскую двухкилометровую гантель, протянувшуюся с востока на запад и образованную улицей Кирова и двумя круглыми площадями на ее концах – Победы и Мира”.
Церковь Жен МироносицДействительно, главная улица Калуги упирается обеими концами в две огромные круглые площади. Так что добро пожаловать на главную калужскую гантель.
Начинается она с площади Мира. До 1941 года на ней находился калужский театр, а сейчас – памятник Циолковскому. Слева – самая крупная в городе гостиница “Калуга”, справа – главный кинотеатр с типично калужским названием “Космос”. Кстати, культурные традиции площади Мира имеют весьма завидный стаж. На месте “Космоса” раньше стоял дом некого Мартынова, в котором с 1909 года действовал Литературно-художественный кружок. В нем участвовали далеко не последние люди страны, в частности, детский писатель Смирнов, автор некогда культовой повести “Джек Восьмеркин – американец”.
Далее, на месте дома 20, располагался хитроумный дом, построенный после войны с Наполеоном для местного вице-губернатора Загряжского. Хитрость заключалась в том, что дом был деревянным, но с помощью искусно наложенной штукатурки ему придали вид фундаментального строения из камня.
Впоследствии в том здании располагалась частная женская гимназия демократически настроенной Марии Ивановны Шалаевой. Эта гимназия была весьма необычной для царской России. К примеру, когда свергли династию Романовых и большинство отечественных педагогов пребывали, мягко говоря, в растерянности, Мария Ивановна действовала на редкость уверенно. Она собрала всех учащихся девочек в актовом зале, выставила перед ними красный флаг и собственноручно исполнила “Интернационал” на рояле.
Украшения драмтеатраУвы, тот дом не сохранился. Зато несколько далее по той же стороне находится дом № 40, во дворе которого чудесным образом дошел до наших дней редкостный комплекс деревянных дворовых служб. Сейчас здесь расположена станция неотложной помощи, и угрюмые люди в поношенных белых халатах с тоскою взирают на то, как с годами приходит все в больший упадок этот архитектурно-исторический шедевр. Так что стоит спешить познакомиться с ним.
А напротив подстанции высится церковь Жен Мироносиц, весьма изящный храм и вместе с тем – калужский долгострой. Строили ее, все время что-то переделывая, поправляя, на протяжении больше чем полувека – с 1798-го по 1851 год. Кстати, при постройке храма мастера использовали семь сотен деревянных свай – поскольку в прошлом до этого места доходил глубочайший Березуйский овраг и почва тут не отличается особой крепостью.
Торговля калужского центраЗдесь же располагался и так называемый Новый торг, специализировавшийся в основном на продуктах – овощах, фруктах и хлебе. Однако торговали тут и всяческими несъедобными товарами – лаптями, конской сбруей, мисками, а также новыми и старыми велосипедами. Вообще в Калуге существует нечто вроде культа этого недорогого, но практичного средства передвижения. До сих пор в любое время года при любой погоде можно встретить и младенца, и студента, и даже пожилую женщину, с усердием вращающих педали на калужских крутых улочках.
Это же место изобиловало всякими бесхитростными развлечениями (карусель, “говорящая голова”, возможность сфотографироваться, просунув голову в фанерку, с самолетом, нарисованным на ней). Кроме традиционных, общероссийских забав проходили тут игры сугубо калужские. К примеру, “метание пряников”. Правда, метали не пряники, а острый топор. Если игрок перерубал топором пряник, то съедал его в качестве выигрыша. Если же не перерубал, лишался собственного пряника, перед тем выставленного на кон.
Остроконечный “Детский мир”Кроме того, Новый торг был эпицентром распространения калужских слухов. А до слухов, а также до всяческих замысловатых примет и обычаев жители города были большие охотники. Вот, например, отнюдь не полный перечень калужских суеверий, составленный еще в девятнадцатом веке:
“Верили, что духи или так называемые домовые откармливали лошадей: приносили им из других домов овес и сено, и лошадей те же духи по капризам мучили, уносили у них корм, по сему суевернейшие в Великой Четверток тихонько ставили для тех духов в слуховых окнах кисель…
Накануне 24 июня женщины и девки сходились на игрища, из мущин проворнейшие отправлялись искать кладов, над коими, по рассказам других еще суевернейших, являлись будто бы горящие огни…
Посещая малые ярмарки, на прим. в Петров день, кидали в колодезь деньги, зеленый лук, яйца и проч.”
Здесь где располагалась одна из главных, пусть и не особенно изящных достопримечательностей города – громадная даже по нынешним калужским меркам (высота 25 метров) водонапорная башня. Поначалу ее собирались выстроить в калужском Городском саду. Однако же подумали и пришли к выводу, что будет более рациональным ставить ее несколько повыше. Таким образом гигантское сооружение украсило не сад, а главную улицу города. И, как ни странно, удачно вписалось между колокольнями церквей Жен Мироносиц и Иоанна Предтечи.
Увы, башню постигла печальная участь. В 1941 году ее взорвали отступавшие из города советские солдаты – чтобы немцам жизнь в Калуге сахаром не показалась.
Еще чуть далее находится областной драматический театр имени А.Луначарского, а перед ним – биржа частных таксистов. Они объединены в своеобразный кооператив и подчиняются особому порядку. Впрочем, удивляться этому не стоит – еще до революции нечто подобное было принято среди калужских извозчиков. На тогдашней бирже выбирался староста, который собственно извозом и не занимался, только лишь следил за выполнением простейших цеховых законов. Главный из них касался очередности обслуживания. Определялся он по жребию – каждый извозчик клал в особо выделенный головной убор свою помеченную денежку (к примеру, гнутую или надломленную), и староста по очереди вслепую доставал из шляпы эти своеобразные “фанты”.
Статуя на площади ПобедыЗа нарушение же полагалось наказание, которое накладывалось и приводилось в исполнение незамедлительно – староста бил провинившегося извозчика кнутом по спине.
Напротив театра от улицы Кирова отходит вниз Театральная (бывшая Облупская) улица. Она одна из самых живописных в городе. Здесь сохранилось множество старых домов своеобразнейшей архитектуры.
Главная же ее достопримечательность – пожалуй, книжный рынок. Он тянется на целый квартал, он все время запружен народом, и здесь можно купить литературу на любой, самый редкостный вкус. Мало какой из русских городов может похвастаться столь явным признаком начитанности своих жителей.
А в доме № 48 на углу улицы Кирова и Театральной в первые десятилетия советской власти располагалась весьма характерная для города организация – Воздухоплавательный кружок. Сам Константин Циолковский выступал здесь перед юными кружковцами. А многие из них впоследствии сделали яркую карьеру (маршал авиации, к примеру, или авиаконструктор).
На противоположной стороне улицы Кирова находится кинотеатр “Центральный”, построенный в 1935 году в стиле конструктивизма. В первую очередь он интересен как раз своим именем – дело в том, что газета “Коммуна” объявила читательский конкурс на лучшее название нового, первого в городе звукового кинотеатра. Увы, результаты того интеллектуального состязания оригинальными назвать никак нельзя.
За кинотеатром, по другую сторону улицы Ленина, находится калужский “Детский мир”, изящный особняк в стиле модерн. Его выстроили для купца Ракова и при этом использовали весьма остроумный прием. Дело в том, что улица Кирова и улица Ленина пересекаются отнюдь не под углом в 90 градусов. Чтоб сделать острый угол дома менее заметным, архитектор устроил главный вход как раз на месте скрещивания фасадов, превратив тем самым один острый угол в два тупых.
Магазин ДомогацкогоСам купец Раков был, как тогда говорили, подвижником. Он организовал бесплатную библиотеку, ассортимент которой был весьма широк. Это предприятие имело для Раковых пользу весьма неожиданную. Одна из читательниц библиотеки в качестве благодарности устраивала малолетнему купеческому сыну интересные экскурсии по всяческим калужским достопримечательностям. Между делом мальчик пристрастился к собиранию народных песен, и впоследствии из него вырос известный советский композитор Николай Петрович Раков. Если бы не благотворительная деятельность отца, судьба его, наверное, сложилась бы иначе (и вряд ли очень уж удачно, учитывая его, мягко говоря, непопулярное происхождение).
А Раков-старший после революции долго еще служил обычным продавцом в бывшем своем собственном магазине.
Вскоре после раковского магазина улица заканчивается. Ее финал – круглая площадь, названная площадью Победы. Так же как и в начале прогулки, на площади Мира, в центре ее, стоит памятник. Правда, он посвящен не Циолковскому, а 25-летию освобождения Калуги от фашистских солдат.

Первый катет

Домик с колоннамиВторая по значению – улица Ленина. Она примерно в два раза длиннее, чем улица Кирова, и соединяет вокзал с Торговыми рядами. И хотя вокзал в Калуге очень даже симпатичный, саму прогулку можно сократить, начав ее, ну например, от дома № 64, от бывшего магазина Домогацкого. Впрочем, по старой памяти он носит это гордое название и в наши дни. Это здание построено в стиле модерн и безусловно украшает центр города.
За магазином несколько кварталов улицы не обременены какими-либо значимыми историческими памятниками. Исключение – разве что пересечение с улицей Кирова. Но о зданиях этого перекрестка было уже сказано в предыдущем параграфе. Зато приятна собственно прогулка – здесь среди современных зданий то и дело попадаются истинные архитектурные шедевры.
Первое здание, о котором, пожалуй, можно рассказать, – дом № 88. Помимо своего неординарного архитектурного (точнее говоря, градостроительного) вида, оно богато также своей историей. Здесь с 1891 года и до революции располагалась Калужская общественная (или же, иначе говоря, публичная) библиотека. Современник писал о ней так: “В настоящее время… публичная городская библиотека подорвала деятельность частных библиотек”.
Памятник МарксуПравда, он же акцентировал внимание и на обратной стороне этой медали: “Калужская Городская Общественная библиотека перешла в собственность города с 1 января 1901 года, когда ее продал А.А.Мантейфель (точнее, продала, поскольку Александра Александровна Мантейфель была женщиной. – Авт.) городу. В библиотеке было 3 тыс. томов (еще одна ошибка современника: 3 тысячи – это цена библиотеки, разумеется, в рублях, томов же было все-таки 5 тысяч. – Авт.). После этого город не давал уже библиотеке никаких пособий; он возлагал надежду на “внимание и поддержку общества” в деле “быстрого расширения библиотеки количественно” и ждал качественного немедленного улучшения от заведующих, якобы “проникнутых сознанием той задачи, ради которой она приобретена и существует”… Общество оправдало надежды города”.
Больше того, библиотека не ограничивалась тем, чтобы просто давать почитать калужанам бывшие книги Александры Мантейфель. Приобретались новинки, выписывались газеты и журналы, проходила торговля учебниками.
Естественно, что после революции библиотека стала собственностью государства. А перед ее фасадом в 1919 году установили временный бюстик Карла Маркса. Внешне он напоминал скорее бывшего городского голову Ивана Козмича Цыпулина, поэтому неискушенные в политике калужские мещане искренне полагали, что увековечен именно этот известный им деятель.
Товарищество “Подспорье”В тридцатые годы “цыпулинский” бюст был заменен на памятник постоянный, который, однако же, разрушили фашисты. Так что после войны установили здесь очередную временную статую и лишь в 1955 году все-таки заменили ее на тот бюст, который мы сегодня можем лицезреть.
И получается, что это – четвертый Маркс, красующийся перед бывшим зданием библиотеки. Притом скульптор явно не страдал гигантоманией, и памятник у него вышел камерный, такой примерно, как стоят на кладбищах. Сходство с могилой Карла Маркса усугубляется и надписью на постаменте – просто “Карл Маркс” и годы жизни.
А напротив красуется здание бывшей гимназии, ныне Калужский педагогический университет .
Усадьба БилибиныхНесколько далее, в доме № 109, располагалась еще одна благотворительно-подвижническая организация – так называемое товарищество сбережения “Подспорье”. Эта организация всячески облегчала быт беднейшего калужского чиновничества – предоставляла нуждающимся беспроцентный кредит, отпускала продукты по сниженным ценам, давала, опять-таки, книги бесплатно читать.
После “Подспорья” здесь расположилась калужская духовная консистория. О том, насколько необычные дела ей приходилось разбирать, свидетельствует вот такая переписка.
Кинотеатр “Пионер”Как-то раз в 1906 году на имя епископа Калужского и Боровского Вениамина пришло весьма занятное письмо от некоего Фрола Титова Сорокина: “Имея у себя совершеннолетнего сына Адриана и не имея в доме своем кроме больной и престарелой жены работницы, я вздумал в нынешний мясоед женить сына, для чего и сосватал ему невесту крестьянскую девицу Татьяну, о чем и уведомил своего приходского священника о.Александра Воронцова. Но священник мне объявил, что венчать моего Адриана не будет потому что будто бы он идиот. Я, находя такой отказ не основательным по следующим основаниям: 1. Не имея никаких причин, указанных в законе Гражданском т. 10, часть 1, ст. от 1-ой до 25-ой о союзе брачном, а также и всем и каждому, как на нашей улице так и на соседней с ней известно, что сын мой Адриан здоров и все работы свойственно по возрасту исполняет, как и другие в его возрасте и 2. что сын мой в минувшем 1905 году призывался к отбытию воинской повинности и по освидетельствовании в присутствии был как льготный 1-го разряда зачислен в ратники ополчения о чем и выдано ему свидетельство за № 1435-м, следовательно из всего ясно, что сын мой не идиот, а иначе он не был бы принят в ополчение, да и не мог бы работать, а если по мнению о. Воронцова не так развит сравнительно с другими, то это не есть законной причины к отказу повенчать его. Представляя при сем Вашему Преосвященству по видимости его свидетельство, выданное из рекрутского присутствия, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Преосвященство сделать свое Архипастырское распоряжение нашему причту о повенчании моего сына Адриана как не имеющего тому указанных в законе Гражданском препятствий. Свидетельство прошу мне возвратить”.
Епископ переправил письмо Фрола в консисторию. Духовные чиновники этого ведомства потребовали объяснений у отца Александра, на что и получили следующее послание: “Сын крестьянина Титова, он же Сорокин, Адриан был известен мне лишь только на исповеди, при чем у меня составилось мнение о нем, как о человеке слабоумном. В настоящем году, когда отец его Фрол вздумал женить своего сына Адриана, я, чтобы проверить сложившиеся у меня о нем убеждения, просил прислать означенного Адриана для испытаний. Фрол прислал сына, и в разговоре с ним оказалось: что молитв он не знает ни одной и на все мои вопросы давал ответы неудовлетворительные, так например: на мой вопрос: у кого больше денег, если у меня 80 копеек, а у него 1 рубль, он ответил: “у вас всегда больше денег”; на вопрос, сколько у него на руках пальцев, он ответил: “много”, а сколько именно, сказать не мог и кроме того не мог отличить правой руки от левой и т. д.
Ввиду такой умственной неразвитости и незнания же молитв я, несмотря на его работоспособность и зачислении его, Адриана в ратники ополчения (где однако сбора он еще не отбывал), отказал Фролу в повенчании в настоящем мясоеде сына его Адриана, а предложил ему 1. поучить сына молитвам, 2. дождаться учебного сбора, когда бы выяснилась вполне способность его к службе и 3. заставлять его возможно чаще вращаться в кругу людей, через что он может развиться, так как до сего времени он избегал людского общества”.
После этого епископ Вениамин принял свое “архипастырское” решение – Адриана женить.
Вот такие вот страсти кипели в Калуге.
Дом ШамиляА на противоположной стороне улицы Ленина стоит один из ярчайших в Калуге архитектурных шедевров (дом № 104). В позапрошлом столетии эта усадьба принадлежала Билибиным. Здесь родилась Александра Билибина – известная в девятнадцатом веке певица, чей голос, по воспоминаниям современников, был “могучий, чистый, ясный, гибкий, обработанный, быстрые переходы от высоких нот к низким совершающий с изумительной верностью”.
Затем дом перешел к Чистоклетовым. Это семейство вошло в историю города уже после революции. Здесь в 1927 году во время капитального ремонта обнаружен был самый известный клад в Калуге – ценнейшая коллекция монет главы семейства Григория Андреевича. Он, в надежде на светлое будущее, замуровал свои монеты в дымоходе.
Могила ЦиолковскогоКстати, сегодня можно осмотреть и интерьеры этого особняка – здесь размещаются залы Калужского художественного музея.
А за музеем – детский кинотеатр “Пионер”, выстроенный на месте древнейшего храма Калуги – церкви Рождества Богородицы.
За кинотеатром – превосходнейший Гостиный двор. А напротив (дом № 111) – еще одно бывшее учебное учреждение, подготовительная школа Татьяны Константиновны Буйневич.
Все-таки непонятно, почему же именно в Калуге находило себе место столь внушительное по дореволюционным меркам количество библиотек и школ.

Второй катет

Комплекс Катет второй, или нижний, пожалуй, приятнейшая часть калужской прогулки. Он действительно проходит в нижней, самой живописной части города и берет свое начало от Гостиного двора.
Первая же достопримечательность – увлекательный комплекс Присутственных мест с перекинутыми через улицу милыми арками-галереями. В “Описании Калужского наместничества”, документе 1785 года, комплексу были посвящены такие строки: “Каменный корпус (паралл. Оке) в два жилья длиною на 64 с., шириною на 6 с. В нем помещены Наместническое правление, приказ общественного призрения, совестной суд, зала для Общего собрания, Чертежное и Городническое правление. По обеим сторонам сего здания находятся по одному корпусу в два жилья, длиною каждый на 103 саженях, соединяющиеся с первым каменными галереями, из коих каждая простирается на 20 с.”
По большому счету комплекс с тех пор не менялся.
Жизнь тут проходила странная, подчас по-провинциальному дикая. В частности, поэт и государственный деятель Г.Р.Державин, будучи с инспекцией в Калуге, обнаружил, что губернатор Лопухин катается верхом на дьяконе, имеют место и другие впечатляющие поэтическую душу выходки.
Березуйский оврагВпрочем, случались в жизни этого учреждения и трогательные (опять же по-провинциальному) страницы. К примеру, полицмейстер Г.И.Трояновский, увлекавшийся еще и садоводством, собственноручно высаживал перед комплексом Присутственных мест молодые березки.
А напротив того самого официального сооружения города – учреждение самое что ни на есть легкомысленное, а именно Городской сад.
Следующая достопримечательность – Березуйский овраг. Да, помимо всего прочего Калуга интересна тем, что самый ее центр прорезан насквозь глубочайшим, живописнейшим оврагом. В восемнадцатом столетии один ученый так писал об этой достопримечательности: “В городской части есть глубокий буерак, из известкового камня состоящий, по которому течет небольшой ручей, называемый Березуйка, в коей вода хотя берется не издалека, по большей части из его же сторон скопляется, однако, по причине отменной прозрачности и холодности от прочих буерачных вод отменно уважается. Сверх того у ней на устье сделан небольшой водоем, к которому вода из находящегося в яру родника проведена деревянными желобами, оная по вышеописанным своим качествам от жителей едва целительною не почитается. И хотя по химическим опытам ничего она в себе не содержит, чтоб в каком-нибудь целении делало ее употребительной, а содержит, так как и другие воды по здешним буеракам из известковых берегов просякающие, только тонкую известь, однако от обывателей пред всеми прочими носит почетное имя “Здоровец”.
Светильники ЗолотаревыхЖивописность оврага усилена невиданным для средней полосы пятнадцатиарочным мостом. Искусствовед Евгений Николаев так описывал его: “Во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуйский овраг (Построен П.Никитиным в 1780 г.). Римский виадук в центре России, фантазия Пиранези – вот что такое калужский мост. Овраг очень глубок, и когда спустишься по его зеленым склонам к ручью, бегущему по дну, и подойдешь к устоям моста, невыразимо огромным, начинаешь понимать, мечтой о какой архитектуре жила эта эпоха, и радуешься, что эта мечта столь необыкновенно осуществилась в обыкновенном русском городе”.
Когда-то здесь стояла белая часовня, на самом же мосту размещались торговые лавки.
За березуйским оврагом, на улице Пушкина, стоит прекрасный дом Золотаревых (№ 14). Тот же Николаев о нем говорил: “В России много старинных дворцов богаче дома Золотаревых, но очень немногие дают, как этот, такое представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина. Сколько раз сменялись за минувшие полтораста лет моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть”. Чего только стоит одно лишь крыльцо, украшенное редкостными, чудом дошедшими до наших дней светильниками.
Многообразие рынка услугКстати, сейчас здесь расположен краеведческий музей, так что золотаревскую усадьбу можно осмотреть и изнутри.
В доме № 9 после ссылки жил декабрист Евгений Оболенский. “Наш нижний этаж составляет особый мир, в котором сохранились предания сибирские. Мы здесь не знаем ни лакеев, ни разных европейских нововведений”, – писал сам Евгений Петрович.
В доме № 4 по улице Пушкина в девятнадцатом веке жил знаменитый Шамиль, пленный имам Дагестана и Чечни. Естественно, что в тот период дом на Пушкинской вызывал у жителей Калуги, мягко говоря, повышенный интерес.
А заканчивается маршрут прекрасным Загородным садом. Здесь в маленьком домике живал писатель Гоголь, здесь похоронен Константин Циолковский, здесь же расположен Музей космонавтики имени Константина Эдуардовича.
Отсюда же есть смысл совершить поездку в усадьбу “Полотняный Завод”  и познакомиться еще с одним музеем .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru