Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!

Какой я?

Предложите ребенку игру, которая поможет ему ответить на этот вопрос

Нет ребенка, который не задумывался бы о себе самом с напряженным, а иногда даже тревожным интересом.
Но признаемся честно: с нами, родителями, ему нечасто доводится обсуждать свой характер.
Поговорить об этом с любящим, заинтересованным собеседником – огромное удовольствие, понять себя вместе с ним – настоящее счастье. Но наши разговоры с ребенком о его личностных качествах почти всегда проходят по назидательно-исправительному плану: мы указываем на его недостатки и требуем их искоренения. Немудрено, что некоторые дети простодушно уверены: “Я – ленивый, несобранный, неряха, неумеха, разиня...” Эти же дети в глубине души недолюбливают трудолюбивого, собранного, аккуратного паиньку, на которого они должны быть похожи.
Получается, что свои отрицательные качества ребенок знает лучше, чем положительные, и слов для их обозначения усвоил больше.

Давайте сыграем с ребенком в познавательную игру, которая поможет ему разобраться в самом себе и предоставит возможность интересного общения с вами. В игре три этапа: “Идеал”, “Антиидеал”, “Я сам”.
Вот ряд слов, которыми можно обозначить качества личности.
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мстительность, настойчивость, нежность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантизм, принципиальность, поэтичность, радушие, развязность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпение, трусость, упорство, уступчивость, холодность, жизненная активность.
Внимательно прочтите их с ребенком и попросите выбрать 10–15 слов, которые, по его мнению, характеризуют прекрасного, идеального человека. Запишите выбранные слова. Дети очень увлекаются, но не переходите сразу ко второму этапу, а пообещайте вернуться к игре на следующий вечер. Вновь прочтите перечень слов. Теперь пусть ребенок выберет характеристику неприятного человека, “антиидеал”. Вновь запишите. На третий вечер положите перед ним список выбранных слов – вперемешку. Попросите назвать те качества, которыми обладает он сам. Обсудите вместе, как понимать те слова, которые ни в один список не попали (скорее всего это будут педантизм, восприимчивость, гордость, уступчивость).
Для ребенка на этом игра кончается, а для вас начинается четвертый этап – “Обработка результатов”. Число положительных черт, которые нашел у себя ребенок, поделите на число слов из столбика “Идеал”. Средний нормальный результат – 0, 5. Если результат ниже – надо мысленно бить в набат: ребенок считает себя плохим. Если результат выше – не страшно. Это не завышенная самооценка, а желание стать лучше. Ребенок подсознательно показывает вам, что знает, в каком направлении нужно “совершенствоваться”. Аналогично поработайте со столбцом “Антиидеал”. О тревожно низкой самооценке говорит результат, близкий к единице.

Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru